Тема 15. Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты. Память

Память как ассоциация представлений (Г. Эббингауз). Законы и виды ассоциаций. Кривая забывания. Позиционные эффекты запоминания. Законы Йоста. Память как научение. Этапы формирования моторного навыка. Репродуктивное и конструктивное припоминание. Явление реминисценции (П. Жане). Память-рассказ. Исследования конструктивного припоминания в работах опытах Ф. Бартлетта.
Проблема двойственности памяти (У. Джеймс). Долговременная и кратковременная память (Д. Норман). Трехкомпонентная теория памяти (Р. Аткинсон, Р. Шифрин). Сенсорные регистры: общая характеристика и методы исследования (Дж. Сперлинг). Иконическая и эхоическая память (У. Найсер). Кратковременная память: общая характеристика и методы исследования. Проблема объема кратковременной памяти. Забывание в кратковременной памяти: теории интерференции и угасания. Поиск в кратковременной памяти (С. Стернберг). Долговременная память: общая характеристика и методы исследования. Забывание в долговременной памяти. Семантическая и эпизодическая память (Э. Тулвинг).
Теория уровневой переработки информации. Память как побочный продукт переработки информации. Характеристика непроизвольного запоминания. Эффект отнесения к себе.

Вопросы для обсуждения

  1. Память как ассоциация представлений. Виды ассоциаций. Классические закономерности памяти.
  2. Исследования формирования моторного навыка в бихевиоризме.
  3. Репродуктивное и конструктивное припоминание. Память-рассказ. Исследования конструктивного припоминания в опытах Ф. Бартлетта.
  4. Трехкомпонентная теория памяти (Р. Аткинсон, Р. Шифрин): описание хранилищ и управляющих процессов.
  5. Сенсорные регистры: общая характеристика и методы исследования. Кратковременная память: общая характеристика и методы исследования. Долговременная память: общая характеристика и методы исследования.
  6. Семантическая и эпизодическая память (Э. Тулвинг).
  7. Теория уровневой переработки информации. Память как побочный продукт переработки информации. Эффект отнесения к себе. Произвольное и непроизвольное запоминание.

Литература

  1. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. М., 1998-2000. С. 243-263 (Эббингауз) (1), 585-590, 590-592, 592-603, 605-607, 610-613 (Флорес) (1), 264-269 (Уотсон) (2), 371-379 (Жане) (3), 292-303 (Бартлетт) (3), 304-313 (Клацки) (3), 508-545 (Аткинсон) (4,5), 570-579 (Миллер) (5), 465-475 (Зинченко) (7), 476-486 (Смирнов) (7), 547-563 (Солсо) (6, 7)

Дополнительная

  1. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 3. Память. / В.В. Нуркова. М., 2006. С. 95-103 (1), 187-192 (2), 103-107 (3), 65-73, 76-83 (4)
  2. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. М., 1998-2000. С. 487-507 (Линдсей, Норман) (4, 5)
Назад

Используются технологии uCoz