Вопросы для подготовки к итоговой контрольной

Тема 1. Понятие измерения. Измерительные шкалы. Валидность и надежность измерения

  1. Что такое измерение? (Определите понятие).
  2. Что такое операциональные определения?
  3. По какому основанию различаются разные типы шкал?
  4. Какое отношение выполняется на номинативной шкале?
  5. Как получить количественные показатели, если измерения выполнены с помощью номинативной шкалы?
  6. Можно ли судить о том, насколько больше или меньше выражен измеряемый признак, если измерения выполнены в порядковой шкале? Почему?
  7. Чем отличается шкала отношений от шкалы интервалов?
  8. Какие шкалы называются метрическими и неметрическими?
  9. Что такое валидность измерения?
  10. В каком случае измерение не может считаться валидным?
  11. Какие факторы снижают, и наоборот, увеличивают надежность измерения?
  12. Какие существуют ошибки измерения?

Где искать ответы на вопросы

  1. Дж. Гудвин Исследование в психологии, СПб., 2004 (выложено на сайте ОЗРП в разделе «Библиотека»)
  2. А.Д. Наследов Математические методы психологического исследования, СПб., 2007/ часть 1, гл. 2, стр. 23-30 (определение измерения, типы шкал)

Тема 2. Метод балльных оценок, метод парных сравнений

  1. Как проводить измерение с помощью метода балльных оценок?
  2. Какова измерительная процедура (стимульный материал, условия его предъявления и т.д.) при использовании метода парных сравнений?
  3. Что служит исходными эмпирическими данными для методов балльных оценок и парных сравнений?
  4. В чем преимущества и недостатки числовых и графических шкал в методе балльных оценок?
  5. Что такое байесы в оценочных суждениях испытуемых (при применении метода балльных оценок)? Какие существуют виды байесов?
  6. Что такое медиана? Что такое межквартильный размах? Что означают эти показатели?
  7. Для чего используются медиана и межквартильный размах в методе балльных оценок?
  8. Каков алгоритм расчета шкальных значений (по шагам) в методе парных сравнений?
  9. Что такое z-значения? Для чего в методе парных сравнений используется перевод в z-значения?
  10. Какая шкала получается в результате применения метода балльных оценок? метода парных сравнений?
  11. Каковы преимущества метода парных сравнений относительно метода балльных оценок?

Где искать ответы на вопросы

  1. А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская Измерение в психологии, М., 1997
  2. А.Д. Наследов Математические методы психологического исследования, СПб., 2007/ часть 1, гл. 4, стр. 40-46 (первичные описательные статистики, медиана, межквартильный размах, z-значения)

Тема 3. Методы измерения порогов

  1. Как в общем виде выглядит психофизический закон?
  2. Что такое «едва заметное различие»?
  3. В чем разница между психофизическим законом Г. Фехнера и С. Стивенса?
  4. Какие исходные допущения приводят к степенному психофизическому закону С. Стивенса?
  5. Какие методы измерения порогов предложил Г. Фехнер? Каковы измерительные процедуры для каждого из них?
  6. Чем ограничен диапазон абсолютной чувствительности?
  7. Что такое дифференциальный порог?
  8. Что общего в процедуре измерения дифференциального порога любым из трех классических методов?
  9. Что представляют собой такие пороговые величины, как интервал неопределенности, константная ошибка, точка субъективного равенства?

Где искать ответы на вопросы

  1. А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская Измерение в психологии, М., 1997/ часть I, гл. 1, стр. 27-35 (метод минимальных изменений)
  2. Макаров П.О. об основном психофизическом законе//Хрестоматия по общей психологии под ред. В.В. Петухова, вып. III Субъект познания
  3. Энген Т. Основные методы психофизики//там же

Тема 4. Теория обнаружения сигнала

  1. Какие факты ставят под сомнение понятие порога, принятого в классической психофизике?
  2. Как теория обнаружения сигнала объясняет феномен ложной тревоги? Какие еще объяснения есть для этого феномена?
  3. Чем, согласно теории обнаружения сигнала, может быть вызвана активация нервной системы?
  4. Что такое «шум» и «сигнал» в теории обнаружения сигнала?
  5. Что представляют собой «ложная тревога», «попадание», «правильное отрицание», «пропуск» в матрице исходов?
  6. Как изменяются вероятности FA и H при сдвиге критерия принятия решения влево/вправо по оси х?
  7. Что такое критерий принятия решения?
  8. Какой показатель в ТОС отражает сенсорные способности испытуемого? Каково его определение в ТОС?
  9. Какие несенсорные факторы могут оказывать влияние на испытуемого? Какое понятие в ТОС отражает влияние несенсорных факторов?
  10. Что доказывают эксперименты с платежной матрицей и предварительным информированием испытуемого о вероятности сигнальных проб?

Где искать ответы на вопросы

  1. К.В. Бардин Пороговая проблема в классической и современной психофизике ИЛИ Кимбл Дж., Джармези Н. Обнаружение пороговых сигналов и принятие решения// Хрестоматия по общей психологии под ред. В.В. Петухова, вып. III Субъект познания

Тема 5. Многомерное шкалирование. Факторный анализ

  1. Чем многомерное шкалирование отличается от одномерного?
  2. Почему факторный анализ можно охарактеризовать как метод редукции исходных данных?
  3. Что понимается под фактором в методе ФА?
  4. Как выделяются факторы?
  5. Каковы этапы факторного анализа?
  6. Какое значение имеет исходная матрица корреляций?
  7. Что такое матрица факторных нагрузок? Как по ней определить связь исходных переменных с выделившимися факторами?
  8. По каким критериям принимать решение о количестве факторов?
  9. Для чего предназначена процедура вращения факторов?
  10. В чем задачи этапа содержательной интерпретации факторов?

Где искать ответы на вопросы

  1. А.Д. Наследов Математические методы психологического исследования, СПб., 2007/ часть 3, гл. 16, стр. 251-254, 268-272 ИЛИ А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская Измерение в психологии, М., 1997/ часть I, гл. 1, стр. 27-35 (метод минимальных изменений)
Назад

Используются технологии uCoz