Тема 1. Психология сознания

Содержание темы

  1. Изучение сознания как первый предмет научной психологии. Интроспекционистский подход к исследованию сознания. Задачи психологии с точки зрения интроспекционистов.
  2. Представления В. Вундта о свойствах и структуре сознания. Процессы перцепции и апперцепции. Измерение объема сознания и объема внимания. Субъективные и объективные элементы сознания. Вундтовские «эксперименты»: метод раздражения, метод выражения и метод реакции.
  3. Э. Титченер, метафора «волны сознания». Процессы инерции и аккомодации в сознании. Компликационный эксперимент.
  4. Сознание как поток. Свойства сознания с точки зрения У. Джемса.
  5. Принципы метода интроспекции. Соотношение понятий «интроспекция» и самонаблюдение.
  6. Критика психологии сознания и метода интроспекции.

Контрольные вопросы

  1. Что такое сознание с позиций В. Вундта и его последователей?
  2. Какие идеи Р. Декарта определили то, что сознание стало предметом изучения?
  3. Как В. Вундт понимал задачи психологии?
  4. Какие свойства сознания были описаны В. Вундтом?
  5. Как в опытах с метрономом проявляются такие свойства, как ритмичность и различительная способность?
  6. Как измерить объем сознания? Чему он равен?
  7. Что такое объем внимания? Чем представления внутри объема внимания отличаются от представлений в объеме сознания?
  8. Каковы процедура и результаты измерения объема внимания?
  9. Меняется ли объем сознания (и объем внимания) в зависимости от того, насколько сложные единицы восприняты (например, не отдельные буквы, а слова?)
  10. Что такое порог сознания, по В. Вундту?
  11. Благодаря каким процессам представления могут переходить границу сознания?
  12. Что такое апперцепция?
  13. Как В. Вундт называет простейший элемент сознания и что это такое?
  14. Чем ощущение отличается от представления?
  15. В чем разница между субъективными и объективными элементами сознания?
  16. Какие субъективные элементы сознания были выделены В. Вундтом?
  17. Какие свойства сознания были добавлены Э. Титченером в его метафоре «волны сознания»?
  18. Как изображены на «волне сознания» его объем и объем внимания?
  19. Что такое инерция и аккомодация сознания, по Э. Титченеру?
  20. В чем заключается компликационный эксперимент? Каковы его результаты?
  21. Как процессы аккомодации и инерции объясняют результаты компликационного эксперимента?
  22. Почему У. Джемс противопоставлял метафору «потока сознания» взглядам В. Вундта и его сторонников?
  23. Какие свойства открываются в сознании, если принять метафору потока? Что означает каждое из них?
  24. В чем заключается суть метода интроспекции?
  25. Какие философские идеи лежат в основе метода интроспекции?
  26. Какие преимущества метода интроспекции подчеркивали его сторонники?
  27. Каковы правила метода интроспекции, сформулированные Э. Титченером?
  28. Что такое «ошибка стимула»?
  29. В чем разница между интроспекцией и самонаблюдением?
  30. Какова критика метода интроспекции?
  31. Какие критические замечания в адрес психологии сознания были сделаны бихевиористами?

Основная литература

  1. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию», лекции 2 и 3 (исключая фрагмент 2-ой лекции, где речь идет о взглядах античных философов на душу)
  2. М.В. Фаликман. Психология внимания, гл. 2.1 «Исследования и метафоры внимания в классической психологии сознания»

Дополнительная литература

  1. В. Вундт, «Сознание и внимание»// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» под ред. Е.Е. Соколовой
  2. У. Джемс, «Поток сознания»// Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» под ред. Е.Е. Соколовой
Назад

Используются технологии uCoz