ТЕМА 5. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД. УЧЕНИЕ Л.С. ВЫГОТСКОГО О ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЯХ

Содержание темы

  1. Натуральная психика и высшие психические функции (ВПФ). Произвольность как характеристика высшей психики.
  2. Структура ВПФ. Опосредованное строение высших психологических функций. Роль средства (знака) в формировании и функционировании ВПФ.
  3. Социально-культурная природа ВПФ. Развитие ВПФ как переход из интерпсихической в интрапсиихическую форму. Понятие интериоризации. Историческое развитие ВПФ.
  4. Экспериментальные исследования ВПФ. Исследование произвольного запоминания А.Н. Леонтьева. Параллелограмм развития.

Контрольные вопросы

  1. Каковы особенности натуральных (низших) психических функций?
  2. Чем высшие психические функции отличаются от натуральных, с точки зрения Л.С. Выготского?
  3. Почему высшие психические функции не являются простой «надстройкой» над низшими?
  4. Какие примеры человеческих действий Л.С. Выготский называл «атавистическими» ВПФ?
  5. Что общего в ситуациях завязывания узелка на память и подбрасывания монетки для совершения выбора?
  6. На что направлены эти действия?
  7. Какую роль в этих действиях выполняют узелок и монетка?
  8. Что можно сказать о структуре ВПФ из анализа этих действий?
  9. Что чаще всего выступает в качестве средств в ВПФ?
  10. Что означают выражения «интерпсихическая» и «интрапсихическая» функция?
  11. Почему социальное окружение является необходимым условием для формирования высших психических функций?
  12. Что такое интериоризация?
  13. Как изменялись психические функции в филогенезе?
  14. Как, по Л.С. Выготскому, следует изучать высшие психические функции?
  15. Как был организован опыт А.Н. Леонтьева по изучению произвольного запоминания?
  16. В чем суть методики двойной стимуляции?
  17. Что такое стимулы-объекты и стимулы-средства в методике двойной стимуляции?
  18. Каковы результаты этого эксперимента?
  19. Что откладывается по осям графика, изображающего «параллелограмм развития»?
  20. Почему в младшей возрастной группе испытуемых использование средств для запоминания может ухудшить результаты запоминания?
  21. Почему уровень запоминания без стимулов-средств и с ними значительно различаются в средней возрастной группе?
  22. Как интерпретировать тот факт, что уровень запоминания остается высоким в старшей возрастной группе испытуемых независимо от использования стимулов-средств для запоминания?

Основная литература

  1. Л.С. Выготский. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18
  2. Ю.Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию, лекция 12, стр. 206-220
Назад

Используются технологии uCoz