Биологическая целесообразность возникновения психики. Психика как форма адаптации в процессе эволюции. Пластичность за счет поведения как фактор «быстрого» приспособления (А.Н. Северцов). Ситуации, в которых психика не нужна, и ситуации, в которых психика необходима (П.Я. Гальперин).
Критерий психического. Понятие раздражимости и чувствительности. Ощущение как элементарная форма психического. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности. Эксперимент на функциональное развитие кожной фоточувствительности.
Периодизация эволюционного развития психики. Форма психического отражения как критерий для выделения стадий развития. Элементарная сенсорная психика и ее особенности. Характеристика стадии перцептивной психики. Стадия интеллекта.
Соотношение инстинкта и научения в поведении животных. Характеристика и структура инстинкта. Пластичность инстинкта. Виды научения.
Предпосылки человеческого сознания у животных: социальное поведение, язык, использование орудий.
Контрольные вопросы
Что означает, что эволюционный процесс носит эктогенетический характер?
Какие виды эволюционного приспособления выделяет А.Н. Северцов?
Всегда ли совпадают биологический, морфологический и физиологический прогресс? Почему?
Что называется пластичностью организма?
Какие способы адаптации обеспечивают «быстрые», а какие – «медленные» изменения?
За счет чего психика является эффективным механизмом «быстрых» приспособлений?
Почему инстинкт обеспечивает меньшую пластичность по сравнению с «разумными действиями»?
Какое поведение А.Н. Северцов относит к «разумным дейстивям»?
Какими особенностями, по П.Я. Гальперину, обладают ситуации, в которых психика не нужна?
За счет чего организм адаптирован к среде в этих условиях?
В каких условиях, наоборот, психика необходима? Какую функцию выполняет психика в этих ситуациях?
Каким требованиям должен отвечать объективный критерий психического?
В чем разница между раздражимостью и чувствительностью?
Какие виды раздражимости встречаются на допсихической стадии развития?
Почему способность реагировать на абиотический стимул является критерием наличия психики?
Какая гипотеза проверялась в эксперименте А.Н. Леонтьева на функциональное развитие кожной фоточувствительности?
Почему, по А.Н. Леонтьеву, у испытуемых должно было появиться новое ощущение?
Какие меры были предприняты для обеспечения чистоты этого эксперимента?
Чем различались инструкции для двух групп испытуемых и к каким результатам это привело?
Каковы объективные данные проведенного эксперимента?
Что общего в субъективных отчетах испытуемых, участвовавших в эксперименте?
Что «отражает» живой организм на стадии элементарной сенсорной психики?
Какие опыты демонстрируют простейшие формы научения на стадии элементарной сенсорной психики? (Опыты Зеста, Бромштедта)
Что изменяется в развитии животных внутри стадии элементарной сенсорной психики?
Какова форма психического отражения на стадии перцептивной психики?
Каким образом понятие «операции» связано с отражением образов целостных предметов?
Чем высший уровень стадии перцептивной психики отличается от низшего?
Какие способности отличают животных, относящихся к стадии интеллекта?
В чем состоят существенные характеристики инстинкта (целесообразность, ригидность, видотипичность)?
Какие факторы относятся к «внутренним» и «внешним» механизмам инстинктов?
Какую роль играют пусковые стимулы в инстинктивном поведении?
Какое явление называют «сверхоптимальным стимулом»?
Какие стадии выделяют в структуре инстинкта и какая их них отличается большей пластичностью?
Что демонстрируют опыты К. Гесса (с призмами на глазах цыплят)?
В чем разница между облигатным и факультативным научением?
Каковы проявления социального поведения у животных?
В чем отличия языка животных от языка человека?
Чем характеризуется орудийная деятельность животных и в чем ее отличия от человеческой?