ТЕМА 9. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ: ПРОБЛЕМА АКТИВНОСТИ И ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Содержание темы

  1. Понятие реактивного поведения. Экспериментальные факты, подтверждающие активный характер поведения (опыты необихевиористов, А.Л. Ярбуса, Хельда-Хайна).
  2. Теория построения движений Н.А. Бернштейна как реализация принципа активности. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо, принцип сенсорных коррекций. Блоки рефлекторного кольца и их функции в управлении движением. Уровни построения движений.
  3. Психофизическая проблема, варианты ее решения: психофизический параллелизм и психофизическое взаимодействие. Аргументы «за» и «против» каждого варианта решения.
  4. Теория локализации высших психических функций А.Р. Лурия. Позиция узкого локализационизма и ее слабости. Принцип системной локализации высших психических функций.

Контрольные вопросы

  1. Что такое реактивное поведение?
  2. Почему неверно, что поведение полностью определяется стимулом, который его вызывает?
  3. Как в экспериментах А.Л. Ярбуса показано, что восприятие носит активный характер?
  4. Почему нельзя сказать, что восприятие целиком зависит от предъявляемого зрительного стимула? Какие результаты опытов Ярбуса это подтверждают?
  5. От чего зависит в этих опытах траектория движений глаз?
  6. Как была устроена экспериментальная установка в опытах Хельда-Хайна на формирование зрительного восприятия?
  7. Чем, по сути, различался экспериментальный опыт двух испытуемых (котят) в этом эксперименте? К каким отличиям в формировании зрительного восприятия это привело?
  8. Какие выводы следуют из полученных в этом опыте результатов?
  9. Какие движения управляются по принципу рефлекторной дуги?
  10. Почему управление сложными движениями не может быть реализовано по принципу рефлекторной дуги?
  11. Какие факторы осложняют координацию движений?
  12. Как понимать выражение Н.А. Бернштейна, что координация движения – это преодоление избыточных степеней свободы?
  13. Какова роль афферентных сигналов в схеме рефлекторной дуги? В схеме рефлекторного кольца?
  14. Какой блок рефлекторного кольца содержит образ движения, как оно должно быть выполнено?
  15. Какую функцию выполняет блок сличения?
  16. Для чего нужен блок перешифровки в рефлекторном кольце?
  17. Какие уровни построения движения были выделены Н.А. Бернштейном?
  18. Как уровни построения движений связаны с уровнями нервной системы?
  19. Что такое «ведущий уровень» при построении движений?
  20. Какие движения выполняются под контролем разных уровней построения? Приведите примеры.
  21. В чем заключается психофизическая проблема?
  22. В чем состоит такой вариант ее решения, как психофизическое взаимодействие?
  23. В чем слабости такого решения проблемы?
  24. Какие факты говорят о влиянии психических явлений на физиологические процессы и наоборот?
  25. В чем заключается решение психофизической проблемы, называемое «психофизическим параллелизмом»?
  26. Почему при таком подходе психика оказывается эпифеноменом?
  27. Каково соотношение психических функций и мозговых процессов в теории А.Р. Лурия?
  28. Почему неверна позиция узкого локализационизма?
  29. Что такое системная организация высших психических функций?
  30. Почему при поражении отдельного участка мозга психическая функция, за которую он «отвечает», может быть восстановлена? Каким образом этого можно достичь?
  31. Как локализованы в мозге высшие психические функции, с точки зрения теории А.Р. Лурия (на примере письменной речи)?

Основная литература

  1. Ю.Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию, лекция 9 и лекция 13
  2. А.Р. Лурия Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций//А.Р. Лурия «Этапы пройденного пути (научная автобиография)»

Дополнительная литература

  1. Н.А. Бернштейн Физиология движений и активность. М., «Наука», 1990
Назад

Используются технологии uCoz