Тема 5. Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты. Внимание

Метафора «канала с ограниченной пропускной способностью». Феномен «вечеринки с коктейлем». Методы бинаурального и дихотического прослушивания. Ранние экспериментальные исследования К. Черри и Д. Бродбента.
Структурно-функциональные модели внимания. Селекция признаков. Модели фильтрации в процессах переработки информации. Проблема локализации фильтра. Ранняя и поздняя селекции признаков. Аттенюация (ослабление) канала. Критика структурно-функциональных моделей внимания. Теории гибкой и множественной селекции.
Внимание как умственное усилие. Стратегии распределения умственных усилий (ресурсов внимания). Перцептивная организация и распределение ресурсов внимания. Методика двойной задачи.
Внимание и действие. Творческий синтез в отборе сенсорных характеристик сигнала. Методика селективного смотрения. Предвнимание и фокальное внимание. Роль когнитивных схем в процессах внимания. Критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации.
Внимание как функция контроля в теории поэтапного формирования умственных действий. Роль когнитивных автоматизмов в отборе сенсорных признаков. Эффект Струпа. Автоматические (базовые) и сознательно-контролируемые (стратегические) процессы (Р. Шифрин, У. Шнейдер).

Вопросы для обсуждения

  1. Феномен «вечеринки с коктейлем». Метафора «канала с ограниченной пропускной способностью». Экспериментальные исследования К. Черри.
  2. Селекция признаков. Проблема локализации фильтра. Ранняя и поздняя селекции. Критика структурно-функциональных моделей внимания.
  3. Внимание как умственное усилие. Стратегии распределения умственных усилий (ресурсов внимания).
  4. Внимание и действие. Творческий синтез в отборе сенсорных характеристик сигнала. Предвнимание и фокальное внимание. Методика селективного смотрения.
  5. Внимание как функция контроля в теории поэтапного формирования умственных действий.
  6. Критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации. Автоматические (базовые) и сознательно-контролируемые (стратегические) процессы. Модель Р. Шифрина и У. Шнейдера.

Литература

  1. Дормашев Д.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 49-82 (1, 2), 112-128 (3), 171-181 (4), 89-109 (6)
  2. Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 4. Внимание. / М.В. Фаликман. М., 2006. С. 191-220 (1, 2), 171-172, 384-390 (4), 347-360 (3), 163-171 (6)
  3. Психология внимания. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001. С. 573-576 (Черри) (1), 577-589 (Бродбент) (1, 2), 629-671 (Найссер) (4), 534-542 (Гальперин) (5)

Дополнительная

  1. Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. Т. 1. М., 2006. С. 299-319 (1, 2)
  2. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб, 2002. С. 81-82 (1), 82-86 (2)
  3. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. С. 33-42, 49-54 (5)
  4. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб, 2003. С. 301-302 (4)
Назад

Используются технологии uCoz