Донаучные представления о предмете психологии. Мифологические представления о душе. Философия Античности о душе (на примере систем Платона и Аристотеля). Их значение для современной психологии.
Проблема изучения сознания в философии нового времени (Р. Декарт, Дж. Локк). Сознание как предмет психологии. Явления и свойства сознания. Объем сознания и объем внимания. Элементы сознания (В. Вундт). Развитие классических представлений о сознании: "поток сознания" и его характеристики (У. Джемс). Понятие рефлексии. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Разновидности метода интроспекции. Роль субъективного отчета в психологических исследованиях.
Поведение как предмет психологии. Основные понятия и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон). Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной, активность и целостность поведения (Э. Толмен). Основные формы научения: классическое и оперантное обуславливание (Б. Ф. Скиннер). Принципы объективности в бихевиоризме и необихевиоризме.
Целостные формы сознания как предмет психологии. Теоретическая и экспериментальная критика классической психологии сознания. Примеры гештальтфеноменов в восприятии и мышлении, понятие инсайта (В. Келер, М. Вертгаймер).
Неосознаваемые процессы как предмет психологии. Их феноменология и классификация. Понятие бессознательного (З. Фрейд): факты и методы исследования. Явление установки (Д. Узнадзе).
Человеческая деятельность как предмет психологии. Проблема активности субъекта. Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн). Структура деятельности (А.Н. Леонтьев). Уровни анализа деятельности. Понятие потребности и мотива (А.Н. Леонтьев). Опредмечивание потребностей. Понятие цели. Процесс целеобразования. Понятия действия, операции, психофизиологической функции.
Процессы переработки информации как предмет психологии. Основные положения когнитивной психологии. Компьютерная метафора. Развитие экспериментальных методов. Этапы и уровни переработки информации. Способы кодирования информации. Понятие когнитивной схемы. Виды когнитивных схем.
Вопросы для обсуждения
Понятие души в философской системе Платона.
Душа как энтелехия тела: понятие души в философской системе Аристотеля.
Представление о сознании в философии Нового времени. Сознание как предмет психологии. Явления и свойства сознания. Элементы сознания (В. Вундт). Развитие представлений о сознании: поток сознания и его характеристики (У. Джемс).
Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Возможности и недостатки метода интроспекции.
Основные понятия и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон). Критика метода интроспекции. Классическое обуславливание.
Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной, целенаправленность и целостность поведения (Э. Толмен). Оперантное обуславливание (Б. Скиннер). Принципы объективности в бихевиоризме и необихевиоризме.
Гештальтфеномены как предмет психологии. Теоретическая и экспериментальная критика классической психологии сознания (В. Келер, М. Вертгаймер).
Феноменология и классификация неосознаваемых процессов. Понятие бессознательного (З. Фрейд): факты и методы исследования. Явление установки (Д.Н. Узнадзе).
Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн). Структура деятельности и уровни ее анализа (А.Н. Леонтьев).
Понятие потребности и мотива (А.Н. Леонтьев). Опредмечивание потребностей. Понятия действия, операции, психофизиологичекой функции.
Основные положения когнитивной психологии. Компьютерная метафора. Уровни переработки информации. Способы кодирования информации. Понятие когнитивной схемы. Виды когнитивных схем.