Тема 3. Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез

Три вектора развития психики: филогенез, историогенез, онтогенез.
Виды психики (Д. Деннет): возможности и ограничения.
Критерии психического. Гипотеза о возникновении психики в филогенезе: раздражимость и чувствительность (А.Н. Леонтьев). Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я. Гальперин).
Стадии развития психики. Элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллектуальное поведение животных. Инстинктивное и индивидуально-изменчивое поведение животных. Облигатное и факультативное научение.
Сравнительный анализ психики животных и человека. Групповое поведение, "язык" животных, способность к обобщению, изготовление и использование орудий как предпосылки человеческого сознания.
Три вида человеческой памяти. Психика в истории: историческое развитие познавательных процессов человека. Категории пространства и времени в сознании средневекового человека.
Человек и культура. Культурно-исторический опыт и его присвоение человеком. Специфика коллективных представлений.
Понятие высших психических функций. Их строение, основные характеристики, законы развития. Понятие интериоризации. Параллелограмм развития.

Вопросы для обсуждения

  1. Виды психики (Д. Деннет): возможности и ограничения.
  2. Критерии психического. Гипотеза о возникновении психики в филогенезе (А.Н. Леонтьев). Стадии развития психики. Инстинктивное и индивидуально-изменчивое поведение животных.
  3. Сравнительный анализ психики животных и человека. Предпосылки человеческого сознания.
  4. Три вида человеческой памяти. Психика в истории: историческое развитие познавательных процессов человека. Категории пространства и времени в сознании средневекового человека.
  5. Человек и общество. Общественно-исторический опыт и его присвоение человеком. Специфика коллективных представлений.
  6. Понятие высших психических функций. Их строение, основные характеристики, законы становления. Понятие интериоризации. Параллелограмм развития.

Литература

  1. Гальперин П.Я. Объективная необходимость психики // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 322-329. (2)
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000. с. 169-197. (2, 3), 198-222 (5)
  3. Деннет Д. Виды психики: на пути к пониманию сознания. М.: Идея-Пресс, 2004. Глава 4. (1)
  4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4 изд. М., 1981. С. 18-24, 49-60, 219-227, 249-261, 261-263, 277-284. (2, 3) ИЛИ Леонтьев А.Н. Развитие психики в животном мире, Стадия интеллекта, Возникновение сознания человека // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 335-355, 368-378. (2, 3)
  5. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. С. 41-52, 66-83, 266-280. (2, 3) ИЛИ Фабри К.Э. Научное наследие А.Н. Леонтьева и вопросы эволюции психики // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 356-367. (2, 3)
  6. Северцов А. Н. Эволюция и психика // Психологический журнал, 1982, № 4. С. 149-159. (2, 3)
  7. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. Отрывки (4, 5)
  8. Лурия А.Р. Культурные различия и интеллектуальная деятельность // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 253-264. (4, 5)
  9. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов М., 1974. с. 45-52 (4, 5)
  10. Блок М. Феодальное общество. // Блок М. Апология истории М., 1986. с. 135-142, 145-150. (4, 5)
  11. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 211-222 (Дюркгейм). (4, 5) ИЛИ Дюркгейм Э. Социальная обусловленность психической жизни человека, Формы мышления и поведения человека как социальные факты // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 233-240 (4, 5)
  12. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. № 4. С. 5-18. (или Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 242-252). (5, 6) ИЛИ Выготский Л.С. Инструментальный метод в психологии // Собрание сочинений в 6 т., Т. 1, М., 1982, с. 103-108. (5, 6)
  13. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. с. 379-385. (5, 6)
  14. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии (любое издание). Лекции 3-5. (2, 3)
Назад

Используются технологии uCoz