Три трактовки понятия личность. Соотношение врожденного и приобретенного в личности. Индивид и личность (по А.Н. Леонтьеву). Понятие индивидуальности. Структура индивидуальности.
Понятие темперамента. Типы высшей нервной деятельности как физиологическая основа темперамента (И.П. Павлов, Б.М. Теплов). Типы темперамента и их психологические характеристики: формально-динамические особенности деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности (Е.А. Климов). Темперамент и личность.
Характер и его формирование. Строение тела и характер: возможные психотелесные соответствия. Понятия психопатии и акцентуации характера. Основные виды психопатий и акцентуаций. Характер и личность.
Понятие способностей (Б.М. Теплов). Способности и задатки. Проблема развития способностей: понятие «сензитивного периода». Способности и одаренность. Общие и специальные способности. Измерение способностей. Общее представление о структуре интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Р. Кеттел, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк). Интеллект и креативность.
Когнитивные стили, их отличия от способностей. Связь когнитивных стилей с эффективностью деятельности. Основные виды когнитивных стилей (полезависимость/поленезависимость, когнитивная простота/сложность, ри-гидность/гибкость, импульсивность/рефлексивность) и способы их диагностики.
Основные подходы к исследованию личности: психодинамический, когнитивно-бихевиоральный, гуманистический, диспозициональный.
Структура личности. Личностная черта и личная диспозиция как единицы анализа структуры личности (Оллпорт). Факторные модели личности: теоретические основания, исследовательские процедуры, факторные структуры (Р. Кеттел, Г. Айзенк), модель «Большая Пятёрка». Представления о структуре личности в психоанализе (З. Фрейд, К.Г. Юнг). Связь между структурой личности и её развитием. Я-концепция.
Общее представление о развитии личности. Социализация. Понятие социальной ситуации развития. Основные механизмы развития личности в онтогенезе: идентификация и присвоение социальных ролей; формирование иерархии (соподчинение) мотивов; осознание и направленное формирование собственных личностных структур; личностный рост. Подходы к объяснению механизмов развития личности.
Вопросы для обсуждения
Три трактовки понятия личность. Соотношение врожденного и приобретенного в личности. Индивид, личность, индивидуальность.
Понятие темперамента. Физиологические основы темперамента и его психологическое описание. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и личность.
Характер и его формирование. Строение тела и характер. Понятия психопатии и акцентуации характера. Основные виды психопатий и акцентуаций.
Понятие способностей. Способности и задатки. Проблема измерения способностей. Общее представление о структуре интеллекта. Интеллект и креативность. Развитие способностей. Явление одаренности.
Понятие когнитивного стиля. Связь когнитивных стилей с эффективно-стью деятельности. Основные виды когнитивных стилей.
Основные подходы к исследованию личности: психодинамический, когнитивно-бихевиоральный, гуманистический, диспозициональный.
Общее представление о развитии личности. Основные механизмы развития личности в онтогенезе.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000, (или любое другое издание). Лекция 14, с. 244-246 (1), 246-256 (4), 256-266 (2). Лекция 15, с. 267-291 (3). Лекция 16, с. 292-322 (7)
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е издание. СПб.: Питер, 1999. С. 7-35, 156-171, 183-191 (4)
Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 425-455 (3)
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. с. 341-342 (2)
Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. с. 585-586, 593-624 (4)
Личко А.Е. Определение понятий "психопатии" и "акцентуации характера" // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. с. 664-666 (3)
Личко А.Е. Типы конституциональных психопатий и акцентуации характера в подростковом возрасте // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 667-669, 677-753 (3)
Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология конституциональных различий у У. Шелдона // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 456-460 (3)
Леонтьев А.Н. [Структура и развитие личности] // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 462-476 (1, 7)
Петухов В.В. Определение личности // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 477-478 (1)
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применения. Питер, 1997 (или любое другое издание). Нарезка о подходах (6)
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применения. Питер, 1997 (или любое другое издание). Основные принципы гуманистической психологии. С. 482-489 (6, 7)
Дополнительная литература
Юнг К.Г. Психологические типы // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 404-424 (6)
Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 313-317 (2)
Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 367-371 (2, 3)
Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 160-162 (2)
Петухов В.В. Понятие личности. Функциональные различия природы и культуры // Хрестоматия по общей психологии. Вып. 3. Субъект деятельности. С. 274-284 (6)