Тема 8. Общая характеристика познавательной сферы человека

Тема 9. Феноменология познавательных процессов

Системная организация познания. Целостность системы познания и проблема выделения отдельных познавательных процессов. Специфические познавательные процессы, их уровни: чувственный (ощущение, восприятие) и рациональный (мышление). Неспецифические («сквозные») познавательные процессы: внимание, память, воображение. Единство познавательной и мотивационной сфер (интеллекта и аффекта). «Образ мира».
Общее представление об ощущении и восприятии как процессах чувственного познания. Понятие о сенсорных рецепторах. Сенсорные стимулы. Проксимальные и дистальные стимулы. Примеры классификации ощущений. Выделение модальности ощущений. Классификация ощущений по видам воспринимаемой энергии. Протопатическая и эпикритическая чувствительность. Свойства перцептивного образа. Двойственная природа перцептивного образа. Соотношение чувственной основы и предметного содержания образа.
Понятие о внимании. Различные подходы к определению внимания. Критерии внимания и невнимания (феноменальный, продуктивный, мнемический, моторный, селективный). Проблема внимания в классической психологии сознания. Внимание и сознание. Свойства внимания: объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др. Методы оценки свойств внимания: основные экспериментальные факты. Виды внимания и возможности их классификации. Произвольное и непроизвольное внимание. Факторы, определяющие непроизвольное внимание. Виды непроизвольного внимания. Ошибки внимания. Рассеянность внимания. Нарушения внимания. Селективное и распределенное внимание. Развитие внимания.
Понятие о памяти. Круг явлений памяти. Определение памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, припоминание. Эксплицитные и имплицитные процессы памяти. Предметные и смысловые связи памяти: различные традиции изучение памяти. Особые случаи памяти. Амнезии и их виды. Забывание в повседневной жизни. Феноменальная память. Парамнезии как особые случаи памяти. Виды памяти и возможные критерии их классификации. Развитие памяти.
Общее представление о мышлении. Специфика психологического изучения мышления. Узкая и широкая трактовка процессов мышления. Мышление как процесс постановки и решения задач. Факторы, влияющие на успешность решения. Объективная (требование, условия) и психологическая (цель, средства) структура задачи. Виды мыслительных задач и возможные критерии их классификации. Задачи и проблемы. Стадии мыслительного процесса, их объективная индикация и аналитическая реконструкция. Понятие инсайта. Виды мышления и критерии их классификации. Мышление и сознание. Методы экспериментального изучения мыслительных процессов.

Вопросы для обсуждения

  1. Целостность системы познания и проблема выделения отдельных познавательных процессов.
  2. Специфические познавательные процессы, их уровни: чувственный (ощущение, восприятие) и рациональный (мышление). Неспецифические («сквозные») познавательные процессы: внимание, память, воображение.
  3. Свойства и возможные критерии классификации ощущений.
  4. Свойства перцептивного образа. Двойственная природа перцептивного образа. Соотношение чувственной основы и предметного содержания образа.
  5. Понятие о внимании. Критерии внимания и невнимания (феноменальный, продуктивный, мнемический, моторный, селективный).
  6. Свойства внимания: объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др. Ошибки и нарушения внимания.
  7. Виды внимания и возможности их классификации. Развитие внимания.
  8. Понятие о памяти. Круг явлений памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, припоминание. Память и научение.
  9. Виды памяти и возможности их классификации.
  10. Амнезии и их виды. Забывание в повседневной жизни. Феноменальная память.
  11. Общее представление о мышлении. Специфика психологического изучения мышления. Узкая и широкая трактовка процессов мышления. Мышление как процесс постановки и решения задач.
  12. Виды мышления и возможные критерии их классификации.
  13. Стадии мыслительного процесса. Понятие инсайта. Факторы, влияющие на успешность решения.
  14. Виды мыслительных задач и возможные критерии их классификации. Объективная (требование, условия) и психологическая (цель, средства) структура задачи. Задачи и проблемы.

Литература

Основная

  1. Петухов В.В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов // Хрестоматия по общей пси-хологии. Ведение. М., 2001. С. 554-559. (1-2)
  2. Леонтьев А.Н. О механизме чувственного отражения // Психология ощущений и восприятия. М., Черо, 1999, с. 217-228. (1-2)
  3. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М., 1999. С. 12-20 (Хольт) (4), 47-55 (Шеррингтон) (3), 56-59 (Кравков) (3), 67-76 (Олпорт) (4), 113-116 (Осгуд) (4), 444-446 (Симмел) (4).
  4. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб, 2003. С. 24-25 (2), 48-52 (4)
  5. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2001. С. 155-169 (Вундт), 192-195 (Титченер), 297-300 (Рибо), 115-136 (Вудвортс), 381-394 (Ланге), 527-532 (Добрынин), 238-254 (Джемс) (5-7)
  6. Дормашев Д.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 2002. С. 247-254 (6), 255-268 (6)
  7. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М., 1998 (2000). С. 11-13 (Платон), 200-202 (Джемс), 215-218 (Рубинштейн), 234-242 (Норман), 33-61 (Рибо), 62-75 (Корсаков), 134-148 (Фрейд), 149-165 (Лурия), 633-648 (Леонтьев), 230-233 (Рубинштейн), 270-287 (Бергсон), 380-389 (Блонский) (8-10)
  8. Петухов В.В. О двух определениях мышления // Петухов В.В. Психология мышления М., 1987. с. 5-6, 11-13. (11)
  9. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. М., 1981. С. 130-140 (Леви-Брюль), 113-122 (Блейлер), 141-144 (Гольдштейн), 145-148 (Теплов), 149-152 (Линдсей, Халл, Томпсон), 255-257 (Вудвортс) (11-14)
  10. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: психология решения задач. М., 2006. С. 15-30, 46-66, 86-101, 112-124 (12-14)
  11. Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления (психологическое исследование). Таллинн, 1988. с. 138-152 (с сокр.)

Дополнительная

  1. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб, 2003. С. 622-624, 645-647, 652-654, 671-674, 678-681, 700-704, 734-737, 293-294, 591-592, 629-632 (2-4)
  2. Грегори Г. Разумный глаз. М., 1972. с. 41-47 (1, 2)
  3. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: психология решения задач. М., 2006. С. 30-42, (11-14)
Назад

Используются технологии uCoz