Познание как совокупность средств представления окружающего мира. Формы и средства представления реальности: действие, образ, знак.
Познание и действие. Активная природа познавательных процессов. Общее представление о перцептивном действии. Установочные и гностические действия. Определение когнитивной схемы. Функции схем. Становление и развитие когнитивных схем. Ассимиляция и аккомодация.
Познание и образ. Категория образа в психологии. Функции образа: изображение, знак, символ. Понятие о воображении, его виды и функции. Природа ментальных образов. Мысленный поворот и его исследования. Роль ментальных образов в процессах познания. Соотношение образного и пропозиционального кодирования информации. Гипотеза двойного кодирования. Образ и понятие: свойства визуального мышления.
Познание и знак (знаковые системы). Мышление и язык. Гипотеза лин-гвистической относительности.
Виды и функции речи. Мышление и речь, различные представления об их соотношении. Общие характеристики эгоцентрической и внутренней речи. Значение и смысл слова. Значение слова как единица речевого мышления.
Виды мышления как уровни его развития: наглядно-действенное, наглядно-образное и вербально-логическое мышление. Сенсо-моторный интеллект, наглядно-интуитивное мышление и понятийный интеллект. Наглядно-интуитивное мышление как допонятийная стадия развития интеллекта; ее ос-новные характеристики: синкретизм, эгоцентризм, интуитивное (внелогическое) обобщение.
Генетические корни мышления и речи. Понятие и методы его исследо-вания. Формирование искусственных понятий как метод исследования речевого мышления. Методика Выготского-Сахарова. Функциональные эквиваленты понятия как стадии развития значений слов. Синкреты, комплексы, псевдопонятия, истинные понятия и их характеристика. Житейские и научные понятия. Стратегии формирования искусственных понятий (Дж. Брунер).
Вопросы для обсуждения
Формы и средства представления реальности: действие, образ, знак.
Активная природа познавательных процессов. Общее представление о познавательном действии.
Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Сенсомоторный интеллект и его развитие.
Понятие когнитивной схемы. Виды и функции схем.
Познание и образ. Виды и функции образа. Понятие воображения.
Природа ментальных образов. Мысленный поворот и его исследования.
Наглядно-интуитивное мышление: его возможности и ограниченияПознание и образ. Виды и функции образа. Понятие воображения.
Виды и функции речи. Общие характеристики эгоцентрической и внутренней речи.
Значение слова как единица речевого мышления. Формирование искусственных понятий как метод исследования речевого мышления. Функциональные эквиваленты понятия как стадии развития значений слов.
Наглядно-действенное, наглядно-образное и вербально-логическое мышление.
Гипотеза лингвистической относительности.
Литература
Психология памяти. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998 (или любое другое издание). С.
292-303 (Бартлетт),
325-349 (Найссер),
350-365 (Норман) (все 1, 4)