Тема 14. Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты. Внимание
Метафора «канала с ограниченной пропускной способностью». Феномен «вечеринки с коктейлем». Методы бинаурального и дихотического прослушивания. Ранние экспериментальные исследования К. Черри и Д. Бродбента.
Структурно-функциональные модели внимания. Селекция признаков. Модели фильтрации в процессах переработки информации. Проблема локализации фильтра. Ранняя и поздняя селекции признаков. Аттенюация (ослабление) канала. Критика структурно-функциональных моделей внимания. Теории гибкой и множественной селекции.
Внимание как умственное усилие. Стратегии распределения умственных усилий (ресурсов внимания). Перцептивная организация и распределение ресурсов внимания. Методика двойной задачи.
Внимание и действие. Творческий синтез в отборе сенсорных характеристик сигнала. Методика селективного смотрения. Предвнимание и фокальное внимание. Роль когнитивных схем в процессах внимания. Критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации.
Внимание как функция контроля в теории поэтапного формирования умственных действий. Роль когнитивных автоматизмов в отборе сенсорных признаков. Эффект Струпа. Автоматические (базовые) и сознательно-контролируемые (стратегические) процессы (Р. Шифрин, У. Шнейдер).
Вопросы для обсуждения
Феномен «вечеринки с коктейлем». Метафора «канала с ограниченной пропускной способностью». Экспериментальные исследования К. Черри.
Селекция признаков. Проблема локализации фильтра. Ранняя и поздняя селекции. Критика структурно-функциональных моделей внимания.
Внимание как умственное усилие. Стратегии распределения умственных усилий (ресурсов внимания).
Внимание и действие. Творческий синтез в отборе сенсорных характеристик сигнала. Предвнимание и фокальное внимание. Методика селективного смотрения.
Внимание как функция контроля в теории поэтапного формирования умственных действий.
Критика представлений о механизмах селекции и едином центральном пределе переработки информации. Автоматические (базовые) и сознательно-контролируемые (стратегические) процессы. Модель Р. Шифрина и У. Шнейдера.
Литература
Дормашев Д.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995. С. 49-82 (1, 2), 112-128 (3), 171-181 (4), 89-109 (6)
Общая психология. Под ред. Б.С. Братуся. Т. 4. Внимание. / М.В. Фаликман. М., 2006. С. 191-220 (1, 2), 171-172, 384-390 (4), 347-360 (3), 163-171 (6)