Тема 15. Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты. Память
Память как ассоциация представлений (Г. Эббингауз). Законы и виды ассоциаций. Кривая забывания. Позиционные эффекты запоминания. Законы Йоста. Память как научение. Этапы формирования моторного навыка. Репродуктивное и конструктивное припоминание. Явление реминисценции (П. Жане). Память-рассказ. Исследования конструктивного припоминания в работах опытах Ф. Бартлетта.
Проблема двойственности памяти (У. Джеймс). Долговременная и кратковременная память (Д. Норман). Трехкомпонентная теория памяти (Р. Аткинсон, Р. Шифрин). Сенсорные регистры: общая характеристика и методы исследования (Дж. Сперлинг). Иконическая и эхоическая память (У. Найсер). Кратковременная память: общая характеристика и методы исследования. Проблема объема кратковременной памяти. Забывание в кратковременной памяти: теории интерференции и угасания. Поиск в кратковременной памяти (С. Стернберг). Долговременная память: общая характеристика и методы исследования. Забывание в долговременной памяти. Семантическая и эпизодическая память (Э. Тулвинг).
Теория уровневой переработки информации. Память как побочный продукт переработки информации. Характеристика непроизвольного запоминания. Эффект отнесения к себе.
Вопросы для обсуждения
Память как ассоциация представлений. Виды ассоциаций. Классические закономерности памяти.
Исследования формирования моторного навыка в бихевиоризме.
Репродуктивное и конструктивное припоминание. Память-рассказ. Исследования конструктивного припоминания в опытах Ф. Бартлетта.
Трехкомпонентная теория памяти (Р. Аткинсон, Р. Шифрин): описание хранилищ и управляющих процессов.
Сенсорные регистры: общая характеристика и методы исследования. Кратковременная память: общая характеристика и методы исследования. Долговременная память: общая характеристика и методы исследования.
Семантическая и эпизодическая память (Э. Тулвинг).
Теория уровневой переработки информации. Память как побочный продукт переработки информации. Эффект отнесения к себе. Произвольное и непроизвольное запоминание.