Тема 16. Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты. Мышление
Функциональные подходы к изучению мышления. Мышление как неспецифический психический процесс. Объяснение процессов мышления в ассоцианизме. Исследования и определение мышления в классической психологии поведения. Мышление и научение. Ранние варианты информационного подхода применительно к исследованию мышления.
Определение мышления в точном смысле. Описание специфики мышления и его определение в вюрцбургской школе. Понятие детерминирующей тенденции. Теория комплексов (О. Зельц). Теория «задачного пространства» (А. Ньюэлл, Г. Саймон).
Продуктивное (творческое) мышление. Роль прошлого опыта в процессах мышления. Функциональная фиксация и влияние установки на процессы мышления. Постановка и разработка проблемы продуктивного мышления в гештальтпсихологии. Функциональное решение задачи. Генеалогическое дерево решения.
Психологические исследования дедуктивного рассуждения. Теория ментальных моделей.
Эвристики (эвристические стратегии) мышления. "Плюс" и "минус"-эвристики. Развитие продуктивного мышления в онтогенезе.
Методы активизации творческого мышления. Индивидуальные и групповые методы решения задач и проблем.
Компетентность в сфере решения задач и проблем.
Вопросы для обсуждения
Функциональные подходы к изучению мышления. Мышление как неспецифический психический процесс (ассоцианизм, классический бихевиоризм, ранние варианты информационного подхода).
Определение мышления в точном смысле. Описание специфики мышления и его определение в вюрцбургской школе. Теория «задачного пространства» (А. Ньюэлл, Г. Саймон).
Продуктивное (творческое) мышление. Постановка и разработка проблемы продуктивного мышления в гештальтпсихологии. Функциональное решение задачи. Генеалогическое дерево решения.
Психологические исследования дедуктивного рассуждения. Теория ментальных моделей.
Эвристики (эвристические стратегии) мышления. Развитие продуктивного мышления в онтогенез).