Вопросы для подготовки к итоговой контрольной
Тема 1. Понятие измерения. Измерительные шкалы. Валидность и надежность измерения
- Что такое измерение? (Определите понятие).
- Что такое операциональные определения?
- По какому основанию различаются разные типы шкал?
- Какое отношение выполняется на номинативной шкале?
- Как получить количественные показатели, если измерения выполнены с помощью номинативной шкалы?
- Можно ли судить о том, насколько больше или меньше выражен измеряемый признак, если измерения выполнены в порядковой шкале? Почему?
- Чем отличается шкала отношений от шкалы интервалов?
- Какие шкалы называются метрическими и неметрическими?
- Что такое валидность измерения?
- В каком случае измерение не может считаться валидным?
- Какие факторы снижают, и наоборот, увеличивают надежность измерения?
- Какие существуют ошибки измерения?
Где искать ответы на вопросы
- Дж. Гудвин Исследование в психологии, СПб., 2004 (выложено на сайте ОЗРП в разделе «Библиотека»)
- гл. 3, стр. 98-100 (операциональные определения)
- гл. 4, стр. 134-145 (измерительные шкалы, валидность и надежность измерения)
- А.Д. Наследов Математические методы психологического исследования, СПб., 2007/ часть 1, гл. 2, стр. 23-30 (определение измерения, типы шкал)
Тема 2. Метод балльных оценок, метод парных сравнений
- Как проводить измерение с помощью метода балльных оценок?
- Какова измерительная процедура (стимульный материал, условия его предъявления и т.д.) при использовании метода парных сравнений?
- Что служит исходными эмпирическими данными для методов балльных оценок и парных сравнений?
- В чем преимущества и недостатки числовых и графических шкал в методе балльных оценок?
- Что такое байесы в оценочных суждениях испытуемых (при применении метода балльных оценок)? Какие существуют виды байесов?
- Что такое медиана? Что такое межквартильный размах? Что означают эти показатели?
- Для чего используются медиана и межквартильный размах в методе балльных оценок?
- Каков алгоритм расчета шкальных значений (по шагам) в методе парных сравнений?
- Что такое z-значения? Для чего в методе парных сравнений используется перевод в z-значения?
- Какая шкала получается в результате применения метода балльных оценок? метода парных сравнений?
- Каковы преимущества метода парных сравнений относительно метода балльных оценок?
Где искать ответы на вопросы
- А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская Измерение в психологии, М., 1997
- часть II, гл. 1, стр. 143-158 (метод балльных оценок)
- часть II, гл. 2, стр. 165-166, 170-172 (метод парных сравнений)
- А.Д. Наследов Математические методы психологического исследования, СПб., 2007/ часть 1, гл. 4, стр. 40-46 (первичные описательные статистики, медиана, межквартильный размах, z-значения)
Тема 3. Методы измерения порогов
- Как в общем виде выглядит психофизический закон?
- Что такое «едва заметное различие»?
- В чем разница между психофизическим законом Г. Фехнера и С. Стивенса?
- Какие исходные допущения приводят к степенному психофизическому закону С. Стивенса?
- Какие методы измерения порогов предложил Г. Фехнер? Каковы измерительные процедуры для каждого из них?
- Чем ограничен диапазон абсолютной чувствительности?
- Что такое дифференциальный порог?
- Что общего в процедуре измерения дифференциального порога любым из трех классических методов?
- Что представляют собой такие пороговые величины, как интервал неопределенности, константная ошибка, точка субъективного равенства?
Где искать ответы на вопросы
- А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская Измерение в психологии, М., 1997/ часть I, гл. 1, стр. 27-35 (метод минимальных изменений)
- Макаров П.О. об основном психофизическом законе//Хрестоматия по общей психологии под ред. В.В. Петухова, вып. III Субъект познания
- Энген Т. Основные методы психофизики//там же
Тема 4. Теория обнаружения сигнала
- Какие факты ставят под сомнение понятие порога, принятого в классической психофизике?
- Как теория обнаружения сигнала объясняет феномен ложной тревоги? Какие еще объяснения есть для этого феномена?
- Чем, согласно теории обнаружения сигнала, может быть вызвана активация нервной системы?
- Что такое «шум» и «сигнал» в теории обнаружения сигнала?
- Что представляют собой «ложная тревога», «попадание», «правильное отрицание», «пропуск» в матрице исходов?
- Как изменяются вероятности FA и H при сдвиге критерия принятия решения влево/вправо по оси х?
- Что такое критерий принятия решения?
- Какой показатель в ТОС отражает сенсорные способности испытуемого? Каково его определение в ТОС?
- Какие несенсорные факторы могут оказывать влияние на испытуемого? Какое понятие в ТОС отражает влияние несенсорных факторов?
- Что доказывают эксперименты с платежной матрицей и предварительным информированием испытуемого о вероятности сигнальных проб?
Где искать ответы на вопросы
- К.В. Бардин Пороговая проблема в классической и современной психофизике ИЛИ Кимбл Дж., Джармези Н. Обнаружение пороговых сигналов и принятие решения// Хрестоматия по общей психологии под ред. В.В. Петухова, вып. III Субъект познания
Тема 5. Многомерное шкалирование. Факторный анализ
- Чем многомерное шкалирование отличается от одномерного?
- Почему факторный анализ можно охарактеризовать как метод редукции исходных данных?
- Что понимается под фактором в методе ФА?
- Как выделяются факторы?
- Каковы этапы факторного анализа?
- Какое значение имеет исходная матрица корреляций?
- Что такое матрица факторных нагрузок? Как по ней определить связь исходных переменных с выделившимися факторами?
- По каким критериям принимать решение о количестве факторов?
- Для чего предназначена процедура вращения факторов?
- В чем задачи этапа содержательной интерпретации факторов?
Где искать ответы на вопросы
- А.Д. Наследов Математические методы психологического исследования, СПб., 2007/ часть 3, гл. 16, стр. 251-254, 268-272 ИЛИ А.Н. Гусев, Ч.А. Измайлов, М.Б. Михалевская Измерение в психологии, М., 1997/ часть I, гл. 1, стр. 27-35 (метод минимальных изменений)
Используются технологии
uCoz