Тема 2. Бихевиоризм: психология как наука о поведении
Содержание темы
Критика психологии сознания. Объективный метод исследования с позиций бихевиоризма. Предмет и задачи психологии поведения.
Основные положения бихевиоризма: поведение как набор реакций, отрицание сознания, обусловливание как механизм изменения поведения.
Классическое обусловливание: выработка условных связей. Условия формирования условной связи в исследованиях Р. Рескорлы (контингентность стимулов), М. Селигмана (выученная беспомощность), Гарсиа (условная вкусовая аверсия).
Инструментальное (Э. Торндайк) и оперантное (Б.Ф. Скиннер) обусловливание.
Исследования Э. Торндайка: кривые научения, закон эффекта, закон использования, закон готовности. Ассоциативное смещение и перенос навыка.
Метод совокупной регистрации Б. Ф. Скиннера. Роль подкрепления и наказания при научении.
Необихевиоризм. Целостное и целенаправленное поведение (Э. Толмен). Понятие промежуточных переменных. Экспериментальные исследования промежуточных переменных.
Контрольные вопросы
Почему бихевиористы отрицали существование сознания?
Почему в качестве предмета психологии бихевиористами было предложено поведение?
Какие задачи психологии были выдвинуты Дж. Уотсоном?
Что такое «реакции» и «стимулы» в понимании Дж. Уотсона?
На каком принципе основано классическое («павловское») обусловливание?
Что такое генерализация и дифференциация в классическом обусловливании?
Что призван был продемонстрировать эксперимент Дж. Уотсона с маленьким Альбертом?
Что понимается под контингентностью стимулов, согласно Р. Рескорле?
Почему условная связь не формируется в группе испытуемых, которым предъявляли условный стимул и до, и после безусловного (эксперимент Р. Рескорлы)?
В чем проявляется «феномен выученной беспомощности»?
Как М. Селигман доказывал, что выученная беспомощность обусловлена невозможностью контролировать предотвращение негативного воздействия?
Что такое «эффект Гарсиа»?
Что нетипичного в формировании условной связи при эффекте Гарсиа?
Что отражают кривые научения, предложенные Э. Торндайком?
На каком основании Э. Торндайк делает вывод, что обучение носит случайный характер, а не характер внезапного озарения (понимания решения)?
В каких особенностях поведения животного, решающего задачу в проблемном ящике, проявляется «закон эффекта»?
В чем заключаются закон готовности и закон эффекта, по Э. Торндайку?
Что подразумевается под «методом проб и ошибок» в опытах Э. Торндайка?
В чем заключается механизм «ассоциативного смещения»?
Что такое респондентное и оперантное поведение, по Б.Ф. Скиннеру?
Что такое оперантное научение (обусловливание), согласно Б.Ф. Скиннеру?
Как происходит отбор нужных поведенческих реакций при оперантном обусловливании?
Чем отличается способ регистрации поведения («совокупная регистрация»), предложенный Б.Ф. Скиннером, от кривых научения Э. Торндайка?
В чем состоит скиннеровский метод дифференциального подкрепления?
При каких условиях и почему в опытах Б.Ф. Скиннера наблюдается «суеверное поведение» животных?
Какой эксперимент демонстрирует влияние наказания на эффективность обучения?
В чем негативные последствия применения наказания для обучения, по Б.Ф. Скиннеру?
В чем расхождения между классическим бихевиоризмом и необихевиоризмом?
Что Э. Толмен подразумевал под «целостным» и «целенаправленным» характером поведения?
Что такое «промежуточные переменные»? Приведите их примеры.
Какие эксперименты подтверждают теоретические позиции необихевиористов?