ТЕМА 4. ПСИХОАНАЛИЗ
Содержание темы
Понятие бессознательного. Формы проявления бессознательного: ошибочные действия, сновидения, неврозы. Методы изучения бессознательного: толкование сновидений, метод свободных ассоциаций.
Механизм возникновения невротических симптомов. Вытеснение и сопротивление. Психоанализ как метод психотерапии.
Структура личности по З. Фрейду. Динамические отношения между инстанциями личности.
К.Г. Юнг: понятие коллективного бессознательного, его происхождение. содержание коллективного бессознательного: архетипы.
Индивидуальная психология А. Адлера. Чувство общности и чувство неполноценности. Стремление к превосходству, понятие компенсации. Понятие индивидуального жизненного стиля.
Классификация неосознаваемых психических явлений (Ю.Б. Гиппенрейтер).
Контрольные вопросы
Чем понятие бессознательного, введенное З. Фрейдом, отличается от бессознательного в понимании школы психологии сознания?
Каков механизм возникновения любого ошибочного действия?
Какие категории ошибочных действий были описаны З. Фрейдом?
Что называется скрытым содержанием сновидения?
Что такое «цензура сновидения»? в каких формах она проявляется?
На что направлена т.н. «работа сновидения»?
Какова техника и цель толкования сновидений?
Какие требования должен соблюдать пациент при применении метода свободных ассоциаций?
В чем может проявляться сопротивление в процессе психоанализа?
Что такое вытеснение?
Какими особенностями характеризуется невротическое заболевание?
Что такое «фиксация на травме» в терминологии З. Фрейда?
В чем состоял катарсический метод Брейера? Какие элементы этого метода были сохранены Фрейдом в психоанализе?
Каков основной терапевтический принцип психоанализа?
Какие инстанции в структуре личности были выделены З. Фрейдом?
Что представляют собой содержания «Оно»?
Какие функции выполняет «Сверх-Я»?
Как формируется «Сверх-Я» в процессе развития ребенка?
Чем обусловлен конфликт между «Я» и «Сверх-Я»?
Чем коллективное бессознательное отличается от индивидуального бессознательного?
Что содержится в коллективном бессознательном, но не содержится в индивидуальном?
Что представляет собой архетип?
В каких формах проявляется коллективное бессознательное?
Каково происхождение коллективного бессознательного?
Почему, согласно А. Адлеру, людям свойственно чувство неполноценности?
Почему А. Адлер утверждал, что только с помощью чувства общности можно преодолеть чувство неполноценности?
Что такое компенсация и гиперкомпенсация, по А. Адлеру?
Каковы варианты проявления стремления к превосходству?
Почему стремление к превосходству противоречит чувству общности?
Что такое индивидуальный жизненный стиль? Как и когда он формируется?
К какому классу неосознаваемых явлений, по Ю.Б. Гиппенрейтер, относится бессознательное (в фрейдовском смысле)?
Какие явления относятся к неосознаваемым механизмам сознательных действий?
Чем отличаются первичные и вторичные автоматизмы?
С помощью какой процедуры Д.Н. Узнадзе экспериментально формировал сенсорную установку?
Что подразумевается под «надсознательными» процессами?
Основная литература
З. Фрейд О психоанализе. Пять лекций
З. Фрейд Введение в психоанализ. Лекции, лекция 31 «Разделение психической личности»
К.Г. Юнг Понятие коллективного бессознательного// Аналитическая психология, М., 1997
А. Адлер Индивидуальная психология// Очерки по индивидуальной психологии
Дополнительная литература
Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию, лекция 5 и 6
З. Фрейд Психопатология обыденной жизни// Психология бессознательного
К.Г. Юнг Структура психического бытия человека// Аналитическая психология, С.-Пб., 1994
Используются технологии
uCoz