ТЕМА 4. ПСИХОАНАЛИЗ

Содержание темы

  1. Понятие бессознательного. Формы проявления бессознательного: ошибочные действия, сновидения, неврозы. Методы изучения бессознательного: толкование сновидений, метод свободных ассоциаций.
  2. Механизм возникновения невротических симптомов. Вытеснение и сопротивление. Психоанализ как метод психотерапии.
  3. Структура личности по З. Фрейду. Динамические отношения между инстанциями личности.
  4. К.Г. Юнг: понятие коллективного бессознательного, его происхождение. содержание коллективного бессознательного: архетипы.
  5. Индивидуальная психология А. Адлера. Чувство общности и чувство неполноценности. Стремление к превосходству, понятие компенсации. Понятие индивидуального жизненного стиля.
  6. Классификация неосознаваемых психических явлений (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Контрольные вопросы

  1. Чем понятие бессознательного, введенное З. Фрейдом, отличается от бессознательного в понимании школы психологии сознания?
  2. Каков механизм возникновения любого ошибочного действия?
  3. Какие категории ошибочных действий были описаны З. Фрейдом?
  4. Что называется скрытым содержанием сновидения?
  5. Что такое «цензура сновидения»? в каких формах она проявляется?
  6. На что направлена т.н. «работа сновидения»?
  7. Какова техника и цель толкования сновидений?
  8. Какие требования должен соблюдать пациент при применении метода свободных ассоциаций?
  9. В чем может проявляться сопротивление в процессе психоанализа?
  10. Что такое вытеснение?
  11. Какими особенностями характеризуется невротическое заболевание?
  12. Что такое «фиксация на травме» в терминологии З. Фрейда?
  13. В чем состоял катарсический метод Брейера? Какие элементы этого метода были сохранены Фрейдом в психоанализе?
  14. Каков основной терапевтический принцип психоанализа?
  15. Какие инстанции в структуре личности были выделены З. Фрейдом?
  16. Что представляют собой содержания «Оно»?
  17. Какие функции выполняет «Сверх-Я»?
  18. Как формируется «Сверх-Я» в процессе развития ребенка?
  19. Чем обусловлен конфликт между «Я» и «Сверх-Я»?
  20. Чем коллективное бессознательное отличается от индивидуального бессознательного?
  21. Что содержится в коллективном бессознательном, но не содержится в индивидуальном?
  22. Что представляет собой архетип?
  23. В каких формах проявляется коллективное бессознательное?
  24. Каково происхождение коллективного бессознательного?
  25. Почему, согласно А. Адлеру, людям свойственно чувство неполноценности?
  26. Почему А. Адлер утверждал, что только с помощью чувства общности можно преодолеть чувство неполноценности?
  27. Что такое компенсация и гиперкомпенсация, по А. Адлеру?
  28. Каковы варианты проявления стремления к превосходству?
  29. Почему стремление к превосходству противоречит чувству общности?
  30. Что такое индивидуальный жизненный стиль? Как и когда он формируется?
  31. К какому классу неосознаваемых явлений, по Ю.Б. Гиппенрейтер, относится бессознательное (в фрейдовском смысле)?
  32. Какие явления относятся к неосознаваемым механизмам сознательных действий?
  33. Чем отличаются первичные и вторичные автоматизмы?
  34. С помощью какой процедуры Д.Н. Узнадзе экспериментально формировал сенсорную установку?
  35. Что подразумевается под «надсознательными» процессами?

Основная литература

  1. З. Фрейд О психоанализе. Пять лекций
  2. З. Фрейд Введение в психоанализ. Лекции, лекция 31 «Разделение психической личности»
  3. К.Г. Юнг Понятие коллективного бессознательного// Аналитическая психология, М., 1997
  4. А. Адлер Индивидуальная психология// Очерки по индивидуальной психологии

Дополнительная литература

  1. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию, лекция 5 и 6
  2. З. Фрейд Психопатология обыденной жизни// Психология бессознательного
  3. К.Г. Юнг Структура психического бытия человека// Аналитическая психология, С.-Пб., 1994
Назад

Используются технологии uCoz