Категория деятельности в психологии. Методологические преимущества введения категории деятельности. Базовые свойства деятельности: предметность и неаддитивность.
Уровни анализа деятельности: деятельность, действие, операция. Определение цели действия. Операция как способ выполнения действия, ее связь с условиями действия. Понятие задачи.
Понятия потребности и мотива. Развитие мотивов: опредмечивание потребности и «сдвиг мотива на цель». Полимотивированность деятельности и иерархия мотивов. Отношение мотивов к сознанию, формы представленности мотивов в сознании (эмоции и личностные смыслы).
Контрольные вопросы
Почему А.Н. Леонтьев считал, что и бихевиоризм, и психология сознания базируются на схеме «S – R» в своих теоретических предпосылках?
Каково положение категории деятельности в схеме анализа «S – R», по А.Н. Леонтьеву?
Почему, с точки зрения А.Н. Леонтьева, добавление категории деятельности позволяет преодолеть разрыв между объективным миром (стимулами) и субъективным содержанием (сознанием)?
Как сознание проявляется в деятельности человека?
Как в деятельности отражено восприятие объективного мира субъектом?
Что является предметом деятельности?
Из чего состоит деятельность человека?
Какое свойство деятельности выражается в том, что она несводима к сумме составляющих ее операций?
Как понимать, что деятельность по определению «предметна»?
Что такое действие, по А.Н. Леонтьеву? Почему оно связано с понятием цели?
Как определяется цель в теории деятельности?
От чего зависит, с помощью какой операции будет выполнено действие?
В чем отличия действия от операции?
При каких условиях операция может становиться действием?
Что такое «задача» в теории деятельности?
Каково определение потребности в теории деятельности?
Что представляет собой опредмечивание потребности?
Какой тип активности разворачивает субъект, обладающий неопредмеченной потребностью?
Как изменяется поведение после опредмечивания потребности?
Какие функции выполняют мотивы в деятельности?
Что означает, что деятельность всегда полимотивирована?
Все ли мотивы осознаваемы? В каких формах они могут проявляться в сознании?
Как эмоции связаны с мотивом и с результатом деятельности?
Какого рода переживание лежит в основе личностного смысла?