Тема 1. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ

Содержание темы

  1. Понятие темперамента. Компоненты темперамента. Физиологические основы темперамента: конституциональные теории (У. Шелдон, Э. Кречмер), теория свойств нервной системы (И.П. Павлов, Б.М. Теплов).
  2. Соотношение темперамента и характера. Нормальные характеры и акцентуации. Критерии психопатии. Типы психопатий и акцентуаций.
  3. Личность в широком и узком смысле слова. Подходы к изучению личности: диспозициональный (Г. Олпорт), когнитивно-бихевиоральный (А. Бандура), факторные модели (Р.Б. Кетэлл, Г. Айзенк).
  4. Определение способностей. Общие и специальные способности. Явление одаренности. Соотношение генетического и средового компонентов способностей. Развитие способностей.
  5. Измерительный подход к интеллекту. Факторные модели интеллекта (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Л. Терстоун).

Контрольные вопросы

  1. Какие индивидуально-психологические особенности относятся к темпераменту?
  2. Какие типы конституции выделил Э. Кречмер и как они связаны с индивидуально-психологическими особенностями?
  3. Какими методами У. Шелдон установил связь между психотипом и соматотипом?
  4. Почему конституциональные особенности не могут быть физиологической основой темперамента?
  5. Какие свойства нервной системы были описаны И.П. Павловым? Как они связаны с типами темперамента?
  6. Что принято считать физиологической основой темперамента, согласно Б.М. Теплову и В.Д. Небылицыну?
  7. В чем заключается отличие психопатии от акцентуации? Акцентуации от нормального характера?
  8. Каково определение характера?
  9. Как в подходе Г. Олпорта черта связывает стимулы и ответные реакции субъекта?
  10. Каковы критерии выделения черты, по Г. Олпорту?
  11. Какие суперчерты выделил Г. Айзенк в совей модели личности?
  12. В чем разница между специфическими и привычными реакциями в модели Айзенка?
  13. Чем детерминировано поведение человека, с точки зрения когнитивно-бихевиорального подхода?
  14. Что, например, относится к внутренним детерминантам поведения с точки зрения этого подхода?
  15. Как открытое поведение может изменить действующее на него внешнее окружение?
  16. Что такое научение через наблюдение?
  17. Что понимается под самоэффективностью и каковы способы ее приобретения, согласно А. Бандуре?
  18. Какие способности относят к общим и почему?
  19. В чем различие между способностями и задатками?
  20. В чем заключается измерительный подход к интеллекту?
  21. Что представляли собой первые тесты, измеряющие интеллект?
  22. Какого рода данные позволили Ч. Спирмену вывести так называемый фактор G&
  23. Каковы 3 измерения интеллекта в модели Дж. Гилфорда?
  24. Что такое дивергентная продуктивность в модели креативности, предложенной Дж. Гилфордом и Э. Торренсом?
  25. Какие показатели креативности используются в тестах, измеряющих эту способность?
  26. Каковы результаты исследования связи IQ и способностей в лонгитюде Л. Термена?
  27. В чем суть концепции «редукции креативности к интеллекту?»
  28. Какие данные, полученные близнецовым методом, говорят о вкладе генетического компонента в умственные способности? Какие, наоборот, о вкладе среды?
  29. Как можно оценить вклад наследственности в интеллектуальные способности?
  30. В чем недостатки метода разлученных близнецов?

Основная литература

  1. В.Д. Небылицын. Темперамент// Хрестоматия по психологии индивидуальных различий под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, стр. 352 – 369
  2. А.Е. Личко. Определение понятий «психопатии» и «акцентуации» характера// Там же, стр. 664-667
  3. Б.М. Теплов. Способности и одаренность// Там же, стр. 262
  4. Р. Левонтин. Умственные способности// Там же, стр. 273
  5. В.Н. Дружинин. Способности// Психология общих способностей
  6. Р. Хьелл, Зиглер. Основные подходы к исследованию личности

Дополнительная литература

  1. Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию, лекции 14, 15,16.
  2. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. Психология конституциональных различий у У. Шелдона// Хрестоматия по психологии индивидуальных различий под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, стр.456 - 460
  3. Б.М. Теплов Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения// Там же, стр. 163 - 171
  4. Н.С. Лейтес. Одаренные дети// Там же, стр. 304 - 312
Назад

Используются технологии uCoz