Понятие темперамента. Компоненты темперамента. Физиологические основы темперамента: конституциональные теории (У. Шелдон, Э. Кречмер), теория свойств нервной системы (И.П. Павлов, Б.М. Теплов).
Соотношение темперамента и характера. Нормальные характеры и акцентуации. Критерии психопатии. Типы психопатий и акцентуаций.
Личность в широком и узком смысле слова. Подходы к изучению личности: диспозициональный (Г. Олпорт), когнитивно-бихевиоральный (А. Бандура), факторные модели (Р.Б. Кетэлл, Г. Айзенк).
Определение способностей. Общие и специальные способности. Явление одаренности. Соотношение генетического и средового компонентов способностей. Развитие способностей.
Измерительный подход к интеллекту. Факторные модели интеллекта (Ч. Спирмен, Дж. Гилфорд, Л. Терстоун).
Контрольные вопросы
Какие индивидуально-психологические особенности относятся к темпераменту?
Какие типы конституции выделил Э. Кречмер и как они связаны с индивидуально-психологическими особенностями?
Какими методами У. Шелдон установил связь между психотипом и соматотипом?
Почему конституциональные особенности не могут быть физиологической основой темперамента?
Какие свойства нервной системы были описаны И.П. Павловым? Как они связаны с типами темперамента?
Что принято считать физиологической основой темперамента, согласно Б.М. Теплову и В.Д. Небылицыну?
В чем заключается отличие психопатии от акцентуации? Акцентуации от нормального характера?
Каково определение характера?
Как в подходе Г. Олпорта черта связывает стимулы и ответные реакции субъекта?
Каковы критерии выделения черты, по Г. Олпорту?
Какие суперчерты выделил Г. Айзенк в совей модели личности?
В чем разница между специфическими и привычными реакциями в модели Айзенка?
Чем детерминировано поведение человека, с точки зрения когнитивно-бихевиорального подхода?
Что, например, относится к внутренним детерминантам поведения с точки зрения этого подхода?
Как открытое поведение может изменить действующее на него внешнее окружение?
Что такое научение через наблюдение?
Что понимается под самоэффективностью и каковы способы ее приобретения, согласно А. Бандуре?
Какие способности относят к общим и почему?
В чем различие между способностями и задатками?
В чем заключается измерительный подход к интеллекту?
Что представляли собой первые тесты, измеряющие интеллект?
Какого рода данные позволили Ч. Спирмену вывести так называемый фактор G&
Каковы 3 измерения интеллекта в модели Дж. Гилфорда?
Что такое дивергентная продуктивность в модели креативности, предложенной Дж. Гилфордом и Э. Торренсом?
Какие показатели креативности используются в тестах, измеряющих эту способность?
Каковы результаты исследования связи IQ и способностей в лонгитюде Л. Термена?
В чем суть концепции «редукции креативности к интеллекту?»
Какие данные, полученные близнецовым методом, говорят о вкладе генетического компонента в умственные способности? Какие, наоборот, о вкладе среды?
Как можно оценить вклад наследственности в интеллектуальные способности?