ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МОТИВАЦИЯ, ЭМОЦИИ, ВОЛЯ

Содержание темы

  1. Определение мотивации. Мотивация как причины поведения. Личностные и ситуативные детерминанты поведения. Фундаментальная ошибка атрибуции. Подходы к изучению мотивации: диспозициональный, ситуационный, интеракционизм. Парадокс последовательности и мотив как способ объяснения последовательности поведения (Х. Хекхаузен).
  2. Понятие потребности, мотива, мотивации. Различия мотивов и потребностей. Виды и функции мотивов. Мотивация как обобщающее понятие для совокупности мотивационных явлений. Мотивация как подготовительная стадия действия (Х. Хекхаузен). Классификации мотивов и потребностей (А.Н. Лонтьев, А. Маслоу, У. Макдауголл, Г. Мюррей).
  3. Феноменология эмоциональных процессов. Классификации эмоциональных явлений (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.М. Смирнов&Е.П. Ильин, Р. Плутчик). Функции эмоций. Компоненты эмоционального реагирования: переживание (субъективный тон), физиологический, экспрессивный. Понятие базовых эмоций (концепция Р. Плутчика).
  4. Теории, объясняющие возникновение эмоций. Периферическая теория Джемса-Ланге и ее критика. Когнитивные теории эмоций: эксперименты Р. Лазаруса, С. Шахтера. Направления психологических исследований эмоций.
  5. Воля. Особенности регуляции поведения с помощью волевых процессов. Структура волевого акта (С.Л. Рубинштейн). Стадии волевого процесса (Х. Хекхаузен). Воля как исполнение намерения. Теория контроля за действием Ю. Куля: стратегии контроля, 2 модуса контроля (ориентация на действие/ ориентация на состояние).

Контрольные вопросы

  1. Что понимается под личностными детерминантами поведения? Каким образом они влияют на поведение?
  2. Каковы аргументы в пользу того, что поведение зависит от ситуативных факторов?
  3. В чем заключается фундаментальная ошибка атрибуции?
  4. Какие существуют объяснения возникновению фундаментальной ошибки атрибуции?
  5. Какие подходы к пониманию мотивации соответствуют разным типам детерминант поведения?
  6. В чем отличительные особенности такого подхода к изучению мотивации, как интеракционизм?
  7. Что такое парадокс последовательности поведения?
  8. Каковы реальные данные о кросситуативной устойчивости поведения?
  9. При соблюдении каких условий можно говорить о том, что поведение подчинено какому-то мотиву?
  10. В чем состоят отличия мотивов от потребностей?
  11. Какие явления входят в состав мотивации?
  12. Какие когнитивные процессы можно отнести к явлениям мотивации?
  13. Почему мотивацию считают подготовительной стадией действия (Х. Хекхаузен)?
  14. В чем, по А. Маслоу, различия между бытийными и дефицитарными потребностями?
  15. Что такое ведущий мотив и мотив-стимул, по А.Н. Леонтьеву?
  16. Какая теория и классификация мотивов была предложена У. МакДауголлом?
  17. Какие уровни эмоциональных явлений были выделены С.Л. Рубинштейном?
  18. В чем отличия собственно эмоций от чувств, по А.Н. Леонтьеву?
  19. Какое эмоциональное явление называется аффектом?
  20. Какие виды эмоционального реагирования входят в классификацию В.М. Смирнова и Е.П. Ильина?
  21. С помощью каких формальных признаков можно классифицировать эмоции?
  22. По каким признакам Р. Плутчик выделял базовые эмоции?
  23. Что лежит в основе каждой базовой эмоции?
  24. Какие первичные эмоции были выделены Р. Плутчиком?
  25. Что такое вторичные эмоции?
  26. Что подразумевают под переживанием (субъективным тоном эмоции)?
  27. Какие проявления относятся к физиологическому компоненту эмоциональных процессов?
  28. Какие существуют виды (способы) эмоциональной экспрессии?
  29. Каков механизм возникновения эмоций, согласно теории Джемса-Ланге?
  30. Какие данные, полученные в эксперименте Мараньона, опровергают теорию Джемса-Ланге?
  31. Какие процессы лежат в основе возникновения эмоции с точки зрения двухфакторной теории С. Шахтера?
  32. Какие экспериментальные результаты подтверждают эту теорию?
  33. Какова роль когнитивной оценки при возникновении эмоций, по Р. Лазарусу?
  34. В чем отличия волевой регуляции от всех других видов регуляции поведения?
  35. В каких условиях возникает необходимость в волевой регуляции поведения?
  36. Каковы этапы волевого процесса, по С.Л. Рубинштейну? Что происходит на каждом из этих этапов?
  37. Каким образом намерение связано с волевыми процессами, по Х. Хекхаузену?
  38. Почему волю понимают как исполнение (реализацию) намерения?
  39. В чем состоит такая стратегия контроля за действием, как контроль эмоций? контроль окружающей среды (по Ю. Кулю)?
  40. Какие индивидуальные различия в стратегиях контроля за действием выделил Ю. Куль?
  41. В чем проявляется ориентация на действие и ориентация на состояние при поддержании намерения?

Основная литература

  1. Х. Хекхаузен. Мотив как объяснительное понятие //Мотивация и деятельность
  2. Х. Хекхаузен. Основные подходы к изучению мотивации//Мотивация и деятельность
  3. В. Ильин. Виды компоненты эмоционального реагирования//Психология эмоций
  4. В. Вилюнас. Функции эмоций//Психология эмоций. Хрестоматия под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер
  5. Г. Бреслав. Теория когнитивной оценки Р. Лазаруса//Психология эмоций
  6. С.Л. Рубинштейн. Волевой процесс// Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Факликман М.В.
  7. Х. Хекхаузен. Контроль за действием//Мотивация и деятельность

Дополнительная литература

  1. С. Хьелл, Р. Зиглер. Концепция потребностей А. Маслоу//Теории личности
  2. В. Ильин Периферическая теория эмоций Джемса-Ланге//Психология эмоций
  3. С. Шехтер, Дж. Сингер. Когнитивные, социальные и физиологические детерминанты эмоционального состояния//Психология мотивации и эмоций. Хрестоматия под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Факликман М.В.
Назад

Используются технологии uCoz