Определение мотивации. Мотивация как причины поведения. Личностные и ситуативные детерминанты поведения. Фундаментальная ошибка атрибуции. Подходы к изучению мотивации: диспозициональный, ситуационный, интеракционизм. Парадокс последовательности и мотив как способ объяснения последовательности поведения (Х. Хекхаузен).
Понятие потребности, мотива, мотивации. Различия мотивов и потребностей. Виды и функции мотивов. Мотивация как обобщающее понятие для совокупности мотивационных явлений. Мотивация как подготовительная стадия действия (Х. Хекхаузен). Классификации мотивов и потребностей (А.Н. Лонтьев, А. Маслоу, У. Макдауголл, Г. Мюррей).
Феноменология эмоциональных процессов. Классификации эмоциональных явлений (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.М. Смирнов&Е.П. Ильин, Р. Плутчик). Функции эмоций. Компоненты эмоционального реагирования: переживание (субъективный тон), физиологический, экспрессивный. Понятие базовых эмоций (концепция Р. Плутчика).
Теории, объясняющие возникновение эмоций. Периферическая теория Джемса-Ланге и ее критика. Когнитивные теории эмоций: эксперименты Р. Лазаруса, С. Шахтера. Направления психологических исследований эмоций.
Воля. Особенности регуляции поведения с помощью волевых процессов. Структура волевого акта (С.Л. Рубинштейн). Стадии волевого процесса (Х. Хекхаузен). Воля как исполнение намерения. Теория контроля за действием Ю. Куля: стратегии контроля, 2 модуса контроля (ориентация на действие/ ориентация на состояние).
Контрольные вопросы
Что понимается под личностными детерминантами поведения? Каким образом они влияют на поведение?
Каковы аргументы в пользу того, что поведение зависит от ситуативных факторов?
В чем заключается фундаментальная ошибка атрибуции?
Какие существуют объяснения возникновению фундаментальной ошибки атрибуции?
Какие подходы к пониманию мотивации соответствуют разным типам детерминант поведения?
В чем отличительные особенности такого подхода к изучению мотивации, как интеракционизм?
Что такое парадокс последовательности поведения?
Каковы реальные данные о кросситуативной устойчивости поведения?
При соблюдении каких условий можно говорить о том, что поведение подчинено какому-то мотиву?
В чем состоят отличия мотивов от потребностей?
Какие явления входят в состав мотивации?
Какие когнитивные процессы можно отнести к явлениям мотивации?
Почему мотивацию считают подготовительной стадией действия (Х. Хекхаузен)?
В чем, по А. Маслоу, различия между бытийными и дефицитарными потребностями?
Что такое ведущий мотив и мотив-стимул, по А.Н. Леонтьеву?
Какая теория и классификация мотивов была предложена У. МакДауголлом?
Какие уровни эмоциональных явлений были выделены С.Л. Рубинштейном?
В чем отличия собственно эмоций от чувств, по А.Н. Леонтьеву?
Какое эмоциональное явление называется аффектом?
Какие виды эмоционального реагирования входят в классификацию В.М. Смирнова и Е.П. Ильина?
С помощью каких формальных признаков можно классифицировать эмоции?
По каким признакам Р. Плутчик выделял базовые эмоции?
Что лежит в основе каждой базовой эмоции?
Какие первичные эмоции были выделены Р. Плутчиком?
Что такое вторичные эмоции?
Что подразумевают под переживанием (субъективным тоном эмоции)?
Какие проявления относятся к физиологическому компоненту эмоциональных процессов?
Какие существуют виды (способы) эмоциональной экспрессии?
Каков механизм возникновения эмоций, согласно теории Джемса-Ланге?
Какие данные, полученные в эксперименте Мараньона, опровергают теорию Джемса-Ланге?
Какие процессы лежат в основе возникновения эмоции с точки зрения двухфакторной теории С. Шахтера?
Какие экспериментальные результаты подтверждают эту теорию?
Какова роль когнитивной оценки при возникновении эмоций, по Р. Лазарусу?
В чем отличия волевой регуляции от всех других видов регуляции поведения?
В каких условиях возникает необходимость в волевой регуляции поведения?
Каковы этапы волевого процесса, по С.Л. Рубинштейну? Что происходит на каждом из этих этапов?
Каким образом намерение связано с волевыми процессами, по Х. Хекхаузену?
Почему волю понимают как исполнение (реализацию) намерения?
В чем состоит такая стратегия контроля за действием, как контроль эмоций? контроль окружающей среды (по Ю. Кулю)?
Какие индивидуальные различия в стратегиях контроля за действием выделил Ю. Куль?
В чем проявляется ориентация на действие и ориентация на состояние при поддержании намерения?