Вопросы к семинару № 1 по теме "Модели внимания"
Контрольные вопросы
- Модели ранней селекции
- Какие методики использовались для изучения слухового внимания?
- Какие результаты опытов К. Черри говорят о том, что селекция информации осуществляется по физическим признакам?
- Как выглядит процесс селекции в модели внимания, предложенной Д. Бродбентом?
- Каков механизм работы фильтра в модели Д. Бродбента?
- В чем состоят результаты его экспериментов на расщепленный объем памяти?
- Результаты каких экспериментов указывают на то, что информация отбирается по семантическому признаку?
- Как устроен и какую функцию выполняет аттенюатор в модели Э. Трейсман?
- Модели поздней и гибкой селекции
- Как происходит селекция информации, согласно моделям поздней селекции?
- Какой механизм отбора из памяти был предложен Д. Дойч и Э. Дойч?
- Какие единицы памяти отбираются для осознания, согласно Д. Норману?
- От каких факторов зависит вероятность отбора, по Д. Норману?
- Как объясняется эндогенное внимание в модели Д. Нормана?
- В чем состоит критика моделей поздней селекции?
- В каких экспериментах показано, что информация в нерелевантном канале может не подвергаться семантической переработке?
- Чем определяется локус фильтрации согласно модели У. Джонстона и С.П. Хайнца?
- Какие эксперименты демонстрируют смещения локуса фильтрации на разные стадии переработки информации?
- Модель ресурсов внимания Д. Канемана
- Какие факты и наблюдения указывают на ограниченность ресурсов внимания?
- В чем функция такого блока модели Д. Канемана, как «политика распределения»?
- Какие блоки в этой модели отражают работу произвольного и непроизвольного внимания?
- Как уровень активации связан с количеством доступных ресурсов?
- Что такое «запасная мощность»?
- Какова методика основного эксперимента Д. Канемана?
- Какие ошибки внимания возможны с точки зрения модели Д. Канемана?
- Критика представлений о механизме фильтрации и едином пределе ресурсов (У. Найссер)
- Как можно охарактеризовать переработку информации на стадии предвнимания и фокального внимания?
- Какие результаты были получены У. Найссером в опытах по методике селективного чтения?
- Каковы операции, образующие перцептивный цикл?
- Какие функции выполняют схемы в перцептивном цикле?
- Что демонстрируют эксперименты У. Найссера с наложенными видеоизображениями?
- За счет чего, по мнению У. Найссера, испытуемому удается отслеживать одно из двух наложенных изображений?
- На что были направлены эксперименты с одновременным выполнением двух когнитивных задач?
- Чем У. Найссер объяснял ошибки в распределении внимания между двумя задачами?
- Метафора прожектора внимания и исследования зрительного внимания (М. Познер)
- Какие свойства внимания описывает метафора прожектора?
- В чем состоит расстройство внимания, называемое односторонним пространственным игнорированием?
- Какова методика экспериментов М. Познера?
- Как с помощью методики подсказки можно установить скорость сдвига внимания?
- Каким образом методика подсказки позволяет решить вопрос о параллельной или последовательной переработке зрительной информации?
- В чем различия между механизмами эндогенного и экзогенного внимания, выявленные с помощью методики подсказки?
- Исследования зрительного поиска
- Что представляет собой задача зрительного поиска и каковы ее модификации?
- Какие экспериментальные факты свидетельствуют о параллельной переработке информации в задаче зрительного поиска?
- В чем заключается явление ассиметрии зрительного поиска? Чем оно объясняется?
- Какой механизм, согласно Э. Трейсман, лежит в основе связывания зрительных признаков?
- Как устроен эксперимент на иллюзорное связывание признаков и о чем говорят его результаты?
Литература
- Модели ранней селекции Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания, гл. 2.1 стр. 49-68
- Модели поздней и гибкой селекции Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания, гл. 2.2 стр. 70-78, 82-84
- Ресурсный подход к вниманию, модель Д. Канемана Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания, гл. 3.1 стр.110-122
- Исследования внимания в рамках теории перцептивного цикла (У. Найссер) Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания, гл. 4.1 стр. 166-180
- Исследования зрительного внимания по методике подсказки (М. Познер) М.В. Фаликман Общая психология, т. 4 “Внимание” стр. 231-240
- Исследования зрительного поиска М.В. Фаликман Общая психология, т. 4 “Внимание” стр. 264-273
Используются технологии
uCoz