Тема 16. Психологические теории познания: проблемы, модели, эксперименты. Мышление

Функциональные подходы к изучению мышления. Мышление как неспецифический психический процесс. Объяснение процессов мышления в ассоцианизме. Исследования и определение мышления в классической психологии поведения. Мышление и научение. Ранние варианты информационного подхода применительно к исследованию мышления.
Определение мышления в точном смысле. Описание специфики мышления и его определение в вюрцбургской школе. Понятие детерминирующей тенденции. Теория комплексов (О. Зельц). Теория «задачного пространства» (А. Ньюэлл, Г. Саймон).
Продуктивное (творческое) мышление. Роль прошлого опыта в процессах мышления. Функциональная фиксация и влияние установки на процессы мышления. Постановка и разработка проблемы продуктивного мышления в гештальтпсихологии. Функциональное решение задачи. Генеалогическое дерево решения.
Психологические исследования дедуктивного рассуждения. Теория ментальных моделей.
Эвристики (эвристические стратегии) мышления. "Плюс" и "минус"-эвристики. Развитие продуктивного мышления в онтогенезе.
Методы активизации творческого мышления. Индивидуальные и групповые методы решения задач и проблем.
Компетентность в сфере решения задач и проблем.

Вопросы для обсуждения

  1. Функциональные подходы к изучению мышления. Мышление как неспецифический психический процесс (ассоцианизм, классический бихевиоризм, ранние варианты информационного подхода).
  2. Определение мышления в точном смысле. Описание специфики мышления и его определение в вюрцбургской школе. Теория «задачного пространства» (А. Ньюэлл, Г. Саймон).
  3. Продуктивное (творческое) мышление. Постановка и разработка проблемы продуктивного мышления в гештальтпсихологии. Функциональное решение задачи. Генеалогическое дерево решения.
  4. Психологические исследования дедуктивного рассуждения. Теория ментальных моделей.
  5. Эвристики (эвристические стратегии) мышления. Развитие продуктивного мышления в онтогенез).

Литература

  1. Психология мышления. Хрестоматия. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. М., 2008. С. 16-28 (Петухов) (1-3), 29-37 (Джемс), 44-49 (Зельц) (2), 68-77 (Торндайк) (1), 138-148 (Ньюэлл, Саймон) (2), 50-67 (Дункер) (3), 170-181 (Джонсон-Лэйрд) (4), 415-421 (Джонсон-Лэйрд, Уэйзон) (4), 452-461 (Спиридонов) (5), 462-467 (Пойа) (5)
  2. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: психология решения задач. М., 2006. С. 132-159 (1-3), 188-191, 237-239 (5)

Дополнительная

  1. Психология мышления. Хрестоматия. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В.В. Петухова. М., 2008. С. 38-44 (Кюльпе) (1-2), 117-125 (Брушлинский) (1-2), 613-618 (Вертгеймер) (3), 422-428 (Чепмен, Чепмен) (4), 160-169 (Канеман, Тверски) (5)
  2. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: психология решения задач. М., 2006. С. 175-184 (5)
Назад

Используются технологии uCoz