ТЕМА 3. ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ

Содержание темы

  1. Критика принципа элементаризма. Целостные формы сознания. Гештальт-феномены восприятия: кажущееся движение, искажение формы, двойственные изображения. Основные принципы гештальт-психологии.
  2. Законы перцептивной организации (М. Вертгеймер). Факторы группировки. Соотношение фигуры и фона. Закон прегнантности как общий принцип психической организации.
  3. Решение задачи как замыкание гештальта: исследования интеллекта антропоидов (В. Келер). Опыты В. Келера. Понятие инсайта.
  4. Экспериментальные исследования школы К. Левина (теория поля). Эффект незавершенного действия (Б. Зейгарник). Забывание намерения (Г. Биренбаум).

Контрольные вопросы

  1. В чем заключается принцип элементаризма и почему представители гештальт-психологии критиковали его?
  2. Как понимать тезис гештальтистов о том, что «целое не есть простая сумма составляющих его элементов»?
  3. Какие феномены демонстрируют справедливость этого положения?
  4. От чего зависят свойства целого (воспринимаемого образа)?
  5. Каковы перцептивные различия между фигурой и фоном?
  6. От чего зависит, будет ли изображение восприниматься как фигура или как фон?
  7. Какие условия должны соблюдаться для возникновения двойственных изображений?
  8. Какое явление называется «группировкой» в гештальт-психологии восприятия?
  9. Какие факторы группировки были описаны М. Вертгеймером?
  10. В чем заключается закон прегнантности?
  11. Какие задачи использовались в опытах В. Келера по исследованию интеллекта антропоидов?
  12. Что такое инсайт?
  13. Какие признаки свидетельствуют о том, что решение этих задач носит инсайтный характер?
  14. Какое условие необходимо для того, чтобы шимпанзе справились с решением задачи? В каком случае, наоборот, решение задачи затруднено?
  15. Что означает тот факт, что в качестве вспомогательного средства для решения используются разные объекты (например, ящики, стремянка, человек или другое животное для того, чтобы достать банан с потолка клетки)?
  16. Как объясняется процесс решения инсайтной задачи с позиций гештальт-психологии?
  17. В чем заключается эффект незавершенного действия?
  18. Как объясняется эффект Зейгарник?
  19. Какова процедура и результаты опытов Г.В. Биренбаум по изучению забывания намерения?

Основная литература

  1. Х. Шиффман Ощущение и восприятие. стр. 31-32, 277-283, 270-276, 285-287 (легко доступен в сети)
  2. С.Л. Рубинштейн Основы психологии. М., 1935, гл.VI «Психологическое развитие и сознание человека», стр. 123-132 (опыты Келера)
  3. Б.В. Зейгарник Воспроизведение завершенных и незавершенных действий// «Психология памяти» (хрестоматия) под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер
  4. Г.В. Биренбаум Забывание намерения// там же

Дополнительная литература

  1. В. Келер. О некоторых задачах гештальт-психологии
Назад

Используются технологии uCoz