ТЕМА 6. ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание темы

  1. Категория деятельности в психологии. Методологические преимущества введения категории деятельности. Базовые свойства деятельности: предметность и неаддитивность.
  2. Уровни анализа деятельности: деятельность, действие, операция. Определение цели действия. Операция как способ выполнения действия, ее связь с условиями действия. Понятие задачи.
  3. Понятия потребности и мотива. Развитие мотивов: опредмечивание потребности и «сдвиг мотива на цель». Полимотивированность деятельности и иерархия мотивов. Отношение мотивов к сознанию, формы представленности мотивов в сознании (эмоции и личностные смыслы).

Контрольные вопросы

  1. Почему А.Н. Леонтьев считал, что и бихевиоризм, и психология сознания базируются на схеме «S – R» в своих теоретических предпосылках?
  2. Каково положение категории деятельности в схеме анализа «S – R», по А.Н. Леонтьеву?
  3. Почему, с точки зрения А.Н. Леонтьева, добавление категории деятельности позволяет преодолеть разрыв между объективным миром (стимулами) и субъективным содержанием (сознанием)?
  4. Как сознание проявляется в деятельности человека?
  5. Как в деятельности отражено восприятие объективного мира субъектом?
  6. Что является предметом деятельности?
  7. Из чего состоит деятельность человека?
  8. Какое свойство деятельности выражается в том, что она несводима к сумме составляющих ее операций?
  9. Как понимать, что деятельность по определению «предметна»?
  10. Что такое действие, по А.Н. Леонтьеву? Почему оно связано с понятием цели?
  11. Как определяется цель в теории деятельности?
  12. От чего зависит, с помощью какой операции будет выполнено действие?
  13. В чем отличия действия от операции?
  14. При каких условиях операция может становиться действием?
  15. Что такое «задача» в теории деятельности?
  16. Каково определение потребности в теории деятельности?
  17. Что представляет собой опредмечивание потребности?
  18. Какой тип активности разворачивает субъект, обладающий неопредмеченной потребностью?
  19. Как изменяется поведение после опредмечивания потребности?
  20. Какие функции выполняют мотивы в деятельности?
  21. Что означает, что деятельность всегда полимотивирована?
  22. Все ли мотивы осознаваемы? В каких формах они могут проявляться в сознании?
  23. Как эмоции связаны с мотивом и с результатом деятельности?
  24. Какого рода переживание лежит в основе личностного смысла?
  25. Что представляет собой «сдвиг мотива на цель»?

Основная литература

  1. Ю.Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию, лекции 7 и 8 «Психологическая теория деятельности»
  2. А.Н. Леонтьев Категория деятельности в психологии// Хрестоматия по курсу введение в психологию под ред. Е.Е. Соколовой
Назад

Используются технологии uCoz