Тема 1. Психология сознания

Содержание темы

Изучение сознания как первый предмет научной психологии. Интроспекционистский подход к исследованию сознания. Задачи психологии с точки зрения интроспекционистов.
Представления В. Вундта о свойствах и структуре сознания. Процессы перцепции и апперцепции. Измерение объема сознания и объема внимания. Субъективные и объективные элементы сознания. Вундтовские «эксперименты»: метод раздражения, метод выражения и метод реакции.
Э. Титченер, метафора «волны сознания». Процессы инерции и аккомодации в сознании. Компликационный эксперимент.
Сознание как поток. Свойства сознания с точки зрения У. Джемса.
Принципы метода интроспекции. Соотношение понятий «интроспекция» и самонаблюдение.
Критика психологии сознания и метода интроспекции.

Контрольные вопросы

Что такое сознание с позиций В. Вундта и его последователей?
Какие идеи Р. Декарта определили то, что сознание стало предметом изучения?
Как В. Вундт понимал задачи психологии?
Какие свойства сознания были описаны В. Вундтом?
Как в опытах с метрономом проявляются такие свойства, как ритмичность и различительная способность?
Как измерить объем сознания? Чему он равен?
Что такое объем внимания? Чем представления внутри объема внимания отличаются от представлений в объеме сознания?
Каковы процедура и результаты измерения объема внимания?
Меняется ли объем сознания (и объем внимания) в зависимости от того, насколько сложные единицы восприняты (например, не отдельные буквы, а слова?)
Что такое порог сознания, по В. Вундту?
Благодаря каким процессам представления могут переходить границу сознания?
Что такое апперцепция?
Как В. Вундт называет простейший элемент сознания и что это такое?
Чем ощущение отличается от представления?
В чем разница между субъективными и объективными элементами сознания?
Какие субъективные элементы сознания были выделены В. Вундтом?
Какие свойства сознания были добавлены Э. Титченером в его метафоре «волны сознания»?
Как изображены на «волне сознания» его объем и объем внимания?
Что такое инерция и аккомодация сознания, по Э. Титченеру?
В чем заключается компликационный эксперимент? Каковы его результаты?
Как процессы аккомодации и инерции объясняют результаты компликационного эксперимента?
Почему У. Джемс противопоставлял метафору «потока сознания» взглядам В. Вундта и его сторонников?
Какие свойства открываются в сознании, если принять метафору потока? Что означает каждое из них?
В чем заключается суть метода интроспекции?
Какие философские идеи лежат в основе метода интроспекции?
Какие преимущества метода интроспекции подчеркивали его сторонники?
Каковы правила метода интроспекции, сформулированные Э. Титченером?
Что такое «ошибка стимула»?
В чем разница между интроспекцией и самонаблюдением?
Какова критика метода интроспекции?
Какие критические замечания в адрес психологии сознания были сделаны бихевиористами?

Основная литература

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Лекции 2 и 3 (исключая фрагмент 2-ой лекции, где речь идет о взглядах античных философов на душу)
  2. Фаликман М.В. Психология внимания, гл. 2.1 «Исследования и метафоры внимания в классической психологии сознания»

Дополнительная литература

  1. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 95-105
  2. Джемс У. Психология. М., 1991. С. 56-72
Назад

Используются технологии uCoz