Тема 1. Средства познания

Познание как совокупность средств представления окружающего мира. Формы и средства представления реальности: действие, образ, знак.
Познание и действие. Активная природа познавательных процессов. Общее представление о перцептивном действии. Установочные и гностические действия. Определение когнитивной схемы. Функции схем. Становление и развитие когнитивных схем. Ассимиляция и аккомодация.
Познание и образ. Категория образа в психологии. Функции образа: изображение, знак, символ. Понятие о воображении, его виды и функции. Природа ментальных образов. Мысленный поворот и его исследования. Роль ментальных образов в процессах познания. Соотношение образного и пропозиционального кодирования информации. Гипотеза двойного кодирования. Образ и понятие: свойства визуального мышления.
Познание и знак (знаковые системы). Мышление и язык. Гипотеза лин-гвистической относительности.
Виды и функции речи. Мышление и речь, различные представления об их соотношении. Общие характеристики эгоцентрической и внутренней речи. Значение и смысл слова. Значение слова как единица речевого мышления.
Виды мышления как уровни его развития: наглядно-действенное, наглядно-образное и вербально-логическое мышление. Сенсо-моторный интеллект, наглядно-интуитивное мышление и понятийный интеллект. Наглядно-интуитивное мышление как допонятийная стадия развития интеллекта; ее ос-новные характеристики: синкретизм, эгоцентризм, интуитивное (внелогическое) обобщение.
Генетические корни мышления и речи. Понятие и методы его исследо-вания. Формирование искусственных понятий как метод исследования речевого мышления. Методика Выготского-Сахарова. Функциональные эквиваленты понятия как стадии развития значений слов. Синкреты, комплексы, псевдопонятия, истинные понятия и их характеристика. Житейские и научные понятия. Стратегии формирования искусственных понятий (Дж. Брунер).

Вопросы для обсуждения

Семинар 1: вопросы 1-7

Семинар 2: вопросы 8-12

  1. Формы и средства представления реальности: действие, образ, знак.
  2. Активная природа познавательных процессов. Общее представление о познавательном действии.
  3. Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Сенсомоторный интеллект и его развитие.
  4. Понятие когнитивной схемы. Виды и функции схем.
  5. Познание и образ. Виды и функции образа. Понятие воображения.
  6. Природа ментальных образов. Мысленный поворот и его исследования.
  7. Наглядно-интуитивное мышление: его возможности и ограниченияПознание и образ. Виды и функции образа. Понятие воображения.
  8. Соотношение образного и логического кодирования информации. Гипотеза двойного кодирования. Визуальное мышление.
  9. Виды и функции речи. Общие характеристики эгоцентрической и внутренней речи.
  10. Значение слова как единица речевого мышления. Формирование искусственных понятий как метод исследования речевого мышления. Функциональные эквиваленты понятия как стадии развития значений слов.
  11. Наглядно-действенное, наглядно-образное и вербально-логическое мышление.
  12. Гипотеза лингвистической относительности.

Литература

  1. Психология памяти. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998 (или любое другое издание). С. 292-303 (Бартлетт), 325-349 (Найссер), 350-365 (Норман) (все 1, 4)
  2. Психология мышления. Хрестоматия М., 2008. С. 235-244 (Брунер) (1, 5), 182-190 (Арнхейм) (5, 8), 244-249 (Пиаже) (7, 11), 250-256 (Поддъяков) (3, 7, 11), 490-514 (Выготский) (9, 10), 515-518 (Пиаже) (9), 576-581 (Слобин) (12)
  3. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. М., 1999. С. 539-546 (Запорожец) (2, 3), 113-116 (Осгуд) (5)
  4. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб, 2003. С. 472-474 (3)
  5. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. С. 55-64, 155-173 (3, 7, 11)
  6. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб, 2002. С. 112-119 (5, 6, 8)

Дополнительная литература

  1. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. М., 1999. С. 411-416 (Ярбус) (2, 3), 417-421, 422-441 (Гиппенрейтер) (1, 2, 3)
  2. Психология мышления. Хрестоматия М., 2008. С. 569-575 (Уорф) (12)
Назад

Используются технологии uCoz