Тема 8. Общая характеристика познавательной сферы человека
Тема 9. Феноменология познавательных процессов
Системная организация познания. Целостность системы познания и проблема выделения отдельных познавательных процессов. Специфические познавательные процессы, их уровни: чувственный (ощущение, восприятие) и рациональный (мышление). Неспецифические («сквозные») познавательные процессы: внимание, память, воображение. Единство познавательной и мотивационной сфер (интеллекта и аффекта). «Образ мира».
Общее представление об ощущении и восприятии как процессах чувственного познания. Понятие о сенсорных рецепторах. Сенсорные стимулы. Проксимальные и дистальные стимулы. Примеры классификации ощущений. Выделение модальности ощущений. Классификация ощущений по видам воспринимаемой энергии. Протопатическая и эпикритическая чувствительность. Свойства перцептивного образа. Двойственная природа перцептивного образа. Соотношение чувственной основы и предметного содержания образа.
Понятие о внимании. Различные подходы к определению внимания. Критерии внимания и невнимания (феноменальный, продуктивный, мнемический, моторный, селективный). Проблема внимания в классической психологии сознания. Внимание и сознание. Свойства внимания: объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др. Методы оценки свойств внимания: основные экспериментальные факты. Виды внимания и возможности их классификации. Произвольное и непроизвольное внимание. Факторы, определяющие непроизвольное внимание. Виды непроизвольного внимания. Ошибки внимания. Рассеянность внимания. Нарушения внимания. Селективное и распределенное внимание. Развитие внимания.
Понятие о памяти. Круг явлений памяти. Определение памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, припоминание. Эксплицитные и имплицитные процессы памяти. Предметные и смысловые связи памяти: различные традиции изучение памяти. Особые случаи памяти. Амнезии и их виды. Забывание в повседневной жизни. Феноменальная память. Парамнезии как особые случаи памяти. Виды памяти и возможные критерии их классификации. Развитие памяти.
Общее представление о мышлении. Специфика психологического изучения мышления. Узкая и широкая трактовка процессов мышления. Мышление как процесс постановки и решения задач. Факторы, влияющие на успешность решения. Объективная (требование, условия) и психологическая (цель, средства) структура задачи. Виды мыслительных задач и возможные критерии их классификации. Задачи и проблемы. Стадии мыслительного процесса, их объективная индикация и аналитическая реконструкция. Понятие инсайта. Виды мышления и критерии их классификации. Мышление и сознание. Методы экспериментального изучения мыслительных процессов.
Вопросы для обсуждения
Целостность системы познания и проблема выделения отдельных познавательных процессов. Образ мира.
Специфические познавательные процессы, их уровни: чувственный (ощущение, восприятие) и рациональный (мышление). Неспецифические («сквозные») познавательные процессы: внимание, память, воображение.
Свойства и возможные критерии классификации ощущений.
Свойства перцептивного образа. Двойственная природа перцептивного образа. Соотношение чувственной основы и предметного содержания образа.
Понятие о внимании. Критерии внимания и невнимания (феноменальный, продуктивный, мнемический, моторный, селективный).
Свойства внимания: объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др. Ошибки и нарушения внимания.
Виды внимания и возможности их классификации. Развитие внимания.
Понятие о памяти. Круг явлений памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, припоминание. Память и научение.
Виды памяти и возможности их классификации.
Амнезии и их виды. Забывание в повседневной жизни. Феноменальная память.
Общее представление о мышлении. Специфика психологического изучения мышления. Узкая и широкая трактовка процессов мышления. Мышление как процесс постановки и решения задач.
Виды мышления и возможные критерии их классификации.
Стадии мыслительного процесса. Понятие инсайта. Факторы, влияющие на успешность решения.
Виды мыслительных задач и возможные критерии их классификации. Объективная (требование, условия) и психологическая (цель, средства) структура задачи. Задачи и проблемы.