Тема 2. Становление категориального строя психологии

Донаучные представления о предмете психологии. Мифологические представления о душе. Философия Античности о душе (на примере систем Платона и Аристотеля). Их значение для современной психологии.
Проблема изучения сознания в философии нового времени (Р. Декарт, Дж. Локк). Сознание как предмет психологии. Явления и свойства сознания. Объем сознания и объем внимания. Элементы сознания (В. Вундт). Развитие классических представлений о сознании: "поток сознания" и его характеристики (У. Джемс). Понятие рефлексии. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Разновидности метода интроспекции. Роль субъективного отчета в психологических исследованиях.
Поведение как предмет психологии. Основные понятия и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон). Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной, активность и целостность поведения (Э. Толмен). Основные формы научения: классическое и оперантное обуславливание (Б. Ф. Скиннер). Принципы объективности в бихевиоризме и необихевиоризме.
Целостные формы сознания как предмет психологии. Теоретическая и экспериментальная критика классической психологии сознания. Примеры гештальтфеноменов в восприятии и мышлении, понятие инсайта (В. Келер, М. Вертгаймер).
Неосознаваемые процессы как предмет психологии. Их феноменология и классификация. Понятие бессознательного (З. Фрейд): факты и методы исследования. Явление установки (Д. Узнадзе).
Человеческая деятельность как предмет психологии. Проблема активности субъекта. Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн). Структура деятельности (А.Н. Леонтьев). Уровни анализа деятельности. Понятие потребности и мотива (А.Н. Леонтьев). Опредмечивание потребностей. Понятие цели. Процесс целеобразования. Понятия действия, операции, психофизиологической функции.
Процессы переработки информации как предмет психологии. Основные положения когнитивной психологии. Компьютерная метафора. Развитие экспериментальных методов. Этапы и уровни переработки информации. Способы кодирования информации. Понятие когнитивной схемы. Виды когнитивных схем.

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие души в философской системе Платона.
  2. Душа как энтелехия тела: понятие души в философской системе Аристотеля.
  3. Представление о сознании в философии Нового времени. Сознание как предмет психологии. Явления и свойства сознания. Элементы сознания (В. Вундт). Развитие представлений о сознании: поток сознания и его характеристики (У. Джемс).
  4. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Возможности и недостатки метода интроспекции.
  5. Основные понятия и методы классического бихевиоризма (Дж. Уотсон). Критика метода интроспекции. Классическое обуславливание.
  6. Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной, целенаправленность и целостность поведения (Э. Толмен). Оперантное обуславливание (Б. Скиннер). Принципы объективности в бихевиоризме и необихевиоризме.
  7. Гештальтфеномены как предмет психологии. Теоретическая и экспериментальная критика классической психологии сознания (В. Келер, М. Вертгаймер).
  8. Феноменология и классификация неосознаваемых процессов. Понятие бессознательного (З. Фрейд): факты и методы исследования. Явление установки (Д.Н. Узнадзе).
  9. Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн). Структура деятельности и уровни ее анализа (А.Н. Леонтьев).
  10. Понятие потребности и мотива (А.Н. Леонтьев). Опредмечивание потребностей. Понятия действия, операции, психофизиологичекой функции.
  11. Основные положения когнитивной психологии. Компьютерная метафора. Уровни переработки информации. Способы кодирования информации. Понятие когнитивной схемы. Виды когнитивных схем.

Литература

  1. Аристотель "О душе" // Соч. в 4 т. Т.1. М., 1976. С. 394-399. (кн. 2, гл. 1,2) (2)
  2. Платон. Сочинения в 4 тт. Т.2. М., 1993. "Федр" 245с-255а с. 154-164; "Федон" 64a-69е с. 14-21, 100в-102а С. 59-61, 105c-105e С. 66-67 (1)
  3. Антология мировой философии. В 4 т. Т.2. М., 1970. Дж. Локк "Опыт о человеческом разуме" кн. 2, гл. 1, пп. 1-4, гл. 2, п. 1, гл. 6 пп. 1,2 С. 412-413, 417-420. (3, 4)
  4. Декарт Р. Начала философии. Ч. 1. параграфы 1-15. // Антология мировой философии. В 4 т. Т.2. М., 1970. ИЛИ Декарт Р. Избранные произведения в 2 Т. М., 1994. (3)


  5. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 95-105 (3,4)
  6. Вундт В. Лекции о душе человека и животных. Лекция 16 // (3,4)
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2000. С. 22-27 (1,2), 28-50 (3,4), 51-66 (5, 6), 67-98 (8), 99-134 (9, 10)
  8. Джемс У. Психология. М., 1991. С. 56-72 (3). ИЛИ У. Джемс "Поток сознания" // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 106-118. (3)


  9. Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я. Гальперина , А.Н. Ждан. М., 1980. с. 34-44 (5) ИЛИ Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 193-199. (5)
  10. Э. Толмен Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по истории психологии. / Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. М., 1980. С. 46-82 ИЛИ Толмен Э. Поведение как молярный феномен // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 200-204. (6)
  11. Э. Толмен. Когнитивные карты у крыс и у человека // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н. М., 1980, с. 46-82 (6)
  12. Скиннер Б.Ф. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. Тексты. 30-е - 60-е годы 20 века / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986. с. 59-79. (6)


  13. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 102-111, 117-120 (Келер) (7)


  14. Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов – середина 30-х годов ХХ в.) / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 148-184, 184-188. (8)
  15. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни, Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 151-161. (8)
  16. Юнг К.Г. Структура психического бытия человека // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 162-166 (8)
  17. Юнг К.Г. Личное и сверхличное или коллективное бессознательное // Психология бессознательного, Минск, 1993. C. 103-114, 240-244, 246-249 (8)
  18. Узнадзе Д.Н. Общее учение об установке // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 167-180. (8)


  19. Найссер У. Что такое когнитивная психология? // История зарубежной психологии. Тексты. 30-е - 60-е годы 20 века / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986. С. 117-129. (11)
  20. Солсо Р. Введение в когнитивную психологию // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 222-232. (11)
  21. Айзенк М. История когнитивной психологии // Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.1: Введение / Отв. ред. В.В. Петухов. М.:УМК "Психология"; Генезис, 2001. С. 547-553 (11)


  22. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в психологии, Основные процессы психической жизни // Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Под ред. Е.Е. Соколовой. М., 1999. С. 265-283. (9, 10) ИЛИ Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. (Любое издание) Гл. 3
  23. История психологии. Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. Изд. 2. М., 1992. С. 19-44 (Боринг) (4, 5)
  24. Теплов Б.М. Об интроспекции и самонаблюдении // Хрестоматия по курсу

Дополнительная литература

  1. Зинченко В.П., Назаров А.И. "Когнитивная психология в контексте психологии". Вступительная статья к книге Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996. с. 11-20
Назад

Используются технологии uCoz