ТЕМА 7. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Содержание темы

  1. «Когнитивная революция» в психологии. Факторы возникновения когнитивной психологии: кризис бихевиоризма, развитие кибернетики, информатики, человеко-машинных систем.
  2. Теория информации и познавательные процессы как переработка информации. Человек как канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью. Поиски ограничений когнитивной системы человека (объем оперативной памяти, время реакции, избирательность внимания и т.д.).
  3. Компьютерная метафора и ее значение. Аналогия между познавательными процессами человека и обработкой информации компьютером: сенсорный вход, этапы переработки информации, ответ системы. Модели познавательных процессов, основанные на компьютерной метафоре (на примере трехкомпонентной модели памяти Аткинсона и Шиффрина).
  4. «Консенсус 70-х годов»: общие принципы, исходные допущения и задачи когнитивной психологии (по Б.М. Величковскому).
  5. Дальнейшее развитие когнитивной психологии. Гипотеза модулярности Дж. Фодора. «Системы входа» как специализированные компоненты. Понятие и критерии модулярного механизма.
  6. Поиски нейропсихологических механизмов когнитивных процессов. Современные методы нейропсихологического исследования: картирование мозга с помощью ПЭТ и фМРТ; метод регистрации движений глаз.

Контрольные вопросы

  1. Какое поведение человека не описывается схемой «S - R»?
  2. В чем выразилась «менталистская» установка когнитивной психологии?
  3. Какие задачи кибернетики способствовали развитию когнитивной психологии?
  4. Какая метафора появилась в когнитивной психологии благодаря теории связи?
  5. В чем состоит т.н. «компьютерная метафора»?
  6. Почему она способствовала исследованию познавательных процессов?
  7. Как понимаются познавательные процессы, исходя из компьютерной метафоры?
  8. Какие задачи когнитивной психологии диктуются таким пониманием?
  9. Какие этапы переработки информации включает в себя трехкомпонентная модель памяти Аткинсона и Шиффрина?
  10. Каковы характеристики хранения информации в ультракратковременной, кратковременной и долговременной памяти (время, объем хранения, в каком виде хранится информация и т.д.)?
  11. Почему из экспериментов Дж. Сперлинга можно сделать вывод, что объем ультракратковременной памяти очень велик?
  12. Какой механизм обеспечивает удержание информации в кратковременной памяти?
  13. Как запоминаемая информация передается в долговременную память?
  14. Какие принципы включает Б.М. Величковский в описание консенсуса когнитивной психологии 70-х годов?
  15. Чем детерминировано поведение человека, с точки зрения когнитивной психологии?
  16. Что понимается под последовательной переработкой информации?
  17. Как можно исследовать когнитивный механизм без знания его нейропсихологического субстрата?
  18. В чем состоит гипотеза модулярности?
  19. Какие типы когнитивных механизмов выделил Дж. Фодор?
  20. Каковы критерии модулярности когнитивного механизма, предложенные им? В чем они заключаются?
  21. Какие факты из области исследований интеллекта говорят в пользу гипотезы модулярности?
  22. На каком физиологическом показателе основаны методы ПЭТ и фМРТ?
  23. Что является результатом ПЭТ- или фМРТ-сканирования?
  24. В чем преимущества фМРТ по сравнению с ПЭТ?
  25. Как устроено нейропсихологическое исследование с помощью этих методов?
  26. С чем отождествляется направление взгляда при использовании метода регистрации движений глаз?

Основная литература

  1. У. Найссер Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. 1998 г., стр. 23-30
  2. Б.М. Величковский Когнитивная наука. М., 2006. т.1, стр. 108-115, 119-122, 129-135, 146-153

Дополнительная литература

  1. Айзенк М. История когнитивной психологии // Общая психология. Тексты. В 3 т. Т.1: Введение / Отв. ред. В.В. Петухов.- М.:УМК "Психология"; Генезис, 2001. С. 547-553
  2. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. С. 28-36, 41-47
Назад

Используются технологии uCoz