ТЕМА 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Содержание темы

  1. Общая характеристика познавательной сферы. Определения познавательных процессов. Универсальные и специфические познавательные процессы.
  2. Ощущение и восприятие. Свойства и виды ощущений. Пороги абсолютной и относительной чувствительности. Подпороговое восприятие, явление семантической установки. Свойства перцептивного образа: целостность, полимодальность, константность, предметность. Примеры константности образа.
  3. Внимание. Явления невнимания (рассеянность, нарушения и ошибки внимания) и предельного внимания. Эффекты внимания. Свойства внимания и методики их измерения. Виды внимания (У. Джемс, Н.Ф. Добрынин). Некоторые феномены внимания: сдвиги и колебания внимания, слепота к изменениям, исследования зрительного поиска.
  4. Образы памяти. Основные процессы памяти. Механизмы забывания. Нарушения памяти: амнезии различных видов (Т. Рибо), корсаковский синдром. Феноменальная память. Некоторые закономерности запоминания: исследования Г. Эббингауза и Ф. Бартлетта.
  5. Мышление как процесс постановки и решения задач. Задачи как объекты мышления. Субъективная и объективная структура задачи. Возможные классификация задач. Логическое мышление и ошибки в умозаключениях в обыденном мышлении. Виды мышления, их соотношение, принцип гетерогенности. Факторы, влияющие на решение задач.

Контрольные вопросы: Ощущение и восприятие

  1. В чем разница между понятиями «ощущение» и «восприятие»?
  2. Что является результатом процесса восприятия?
  3. Что называют порогом возникновения ощущения?
  4. Что такое относительная чувствительность?
  5. Какими свойствами характеризуется ощущение?
  6. В чем различия между протопатической и эпикритической чувствительностью (опыты Хэда)?
  7. Какое явление называют подпороговым восприятием?
  8. Какие экспериментальные результаты подтверждают возможность подпорогового восприятия?
  9. Как изучают явление семантической установки в экспериментах? Каковы результаты этих экспериментов?
  10. Что такое перцептивный образ?
  11. В чем заключается свойство полимодальности перцептивного образа?
  12. О каких свойствах перцептивного образа свидетельствуют эксперименты И. Рока и Ч. Харриса (1974)?
  13. Что такое дистальный и проксимальный стимулы?
  14. Каким образом проксимальный стимул связан с проблемой константности восприятия?
  15. Что подразумевается по таким видом константности перцептивного образа, как константность размера? Константность формы? Константность цвета?
  16. Каковы примеры опытов, демонстрирующих различные виды константности?
  17. В чем заключается такое свойство восприятия, как предметность?
  18. Какие данные из опытов Стрэттона демонстрируют предметность восприятия?

Контрольные вопросы: Внимание

  1. Почему внимание относят к неспецифическим познавательным процессам?
  2. Какие явления относят к ошибкам внимания?
  3. Что представляет собой истинная рассеянность? Чем она отличается от мнимой?
  4. Какие аспекты внимания нарушены при таком виде рассеянности, как ученическая?
  5. Каковы 3 основных составляющих синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ)?
  6. Что называют избирательным невниманием и что к нему относят?
  7. Какие существуют разновидности предельного внимания?
  8. Каковы положительные эффекты внимания?
  9. К каким негативным эффектам может приводить внимание?
  10. Каковы поведенческие признаки внимания?
  11. В чем заключается феноменальный критерий внимания?
  12. Как судить о наличии внимания с помощью продуктивного критерия?
  13. Какие виды внимания были описаны У. Джемсом?
  14. Какие онтогенетические стадии развития внимания входят в классификацию Н.Ф. Добрынина?
  15. Какими свойствами обладает внимание?
  16. В чем заключается такое свойство как объем внимания?
  17. Какие методики существуют для диагностики устойчивости внимания?
  18. Какое свойство внимания диагностируется с помощью таблиц Шульте?
  19. Какова методика и результаты эксперимента Э. Спелке и У. Херста на распределяемость внимания при выполнении двойной задачи?
  20. Что представляют собой задачи на зрительный поиск, предложенные Э. Трейсман?
  21. В каком эксперименте было доказано, что время поиска объекта, заданного простым физическим признаком, не зависит от количества отвлекающих объектов?
  22. Что такое ассиметрия зрительного поиска?
  23. Какой феномен называют «слепотой к изменению»? Каковы условия для его возникновения?

Контрольные вопросы: Память

  1. К каким познавательным процессам – универсальным или специфическим – относится память?
  2. В чем отличия образа памяти от перцептивного образа (перцепта)?
  3. Каковы 3 основных процесса памяти?
  4. Какие факторы оказывают влияние на запечатление?
  5. Почему сохранение информации не является точной копией запоминаемого?
  6. Что такое реминисценция?
  7. Чем воспроизведение отличается от узнавания?
  8. Что называют забыванием?
  9. По каким причинам может происходить забывание (по Д. Норману)?
  10. В чем состоит нарушение памяти при корсаковском синдроме?
  11. Что Т. Рибо называл временной амнезией?
  12. Какое нарушение лежит в основе перемежающихся (периодических) амнезий?
  13. Каковы этапы прогрессивной амнезии?
  14. Что такое закон регрессии применительно к прогрессивной амнезии?
  15. Что такое эйдетическая память? Какая методика была предложена для ее изучения в детском возрасте?
  16. Какие особенности отличали феноменальную память Ш. от обычной памяти?
  17. Что такое синестезии?
  18. Какой метод и его разновидности предложил для изучения памяти Г. Эббингауз?
  19. Какие закономерности запоминания он получил?
  20. Что такое «закон края ряда»?
  21. Что можно сказать о динамике забывания, основываясь на «кривой забывания», полученной Г. Эббингаузом?
  22. Что было подвергнуто критике в исследованиях Г. Эббингауза со стороны Ф. Бартлетта?
  23. Какую методику предложил для изучения запоминания Ф. Бартлетт? К каким выводам он пришел?

Контрольные вопросы: Мышление

  1. Какое определение мышления принято в психологии?
  2. Что представляет собой мышление как обобщение?
  3. Что значит, что мышление может пониматься как представление?
  4. Что является объектом мышления?
  5. Чем объективная структура задачи отличается от субъективной?
  6. Какие элементы задачи входят в ее субъективную и объективную структуру? Как они связаны друг с другом?
  7. Каким видам мышления соответствуют открытые и закрытые задачи?
  8. Что такое хорошо и плохо определенные задачи?
  9. Чем отличаются друг от друга творческие и репродуктивные задачи?
  10. Какими особенностями обладают т.н. комплексные задачи?
  11. Каковы особенности процесса решения комплексных задач (по Д. Дернеру)?
  12. Какие формы мышления включает себя логическое мышление?
  13. Что представляют собой задачи по типу условного силлогизма?
  14. Почему все мыслительные процессы не могут быть сведены к логическому мышлению?
  15. Что исследовалось в экспериментах Уэйзона?
  16. Какие ошибки совершали испытуемые в этих экспериментах? О чем это говорит?
  17. Какой вид мышления был описан Н. Майером?
  18. Что такое аутистическое мышление, по Э. Блейлеру?
  19. Какие особенности свойственны пралогическому мышлению (Л. Леви-Брюль)?
  20. Для чего служит и какими свойствами обладает практическое мышление в отличие от теоретического (Б.М. Теплов)?
  21. В чем заключается принцип гетерогенности мышления (П. Тульвисте)?
  22. Какие факторы успешности решения относят к разряду личностных? Ситуативных?
  23. Почему «функциональная фиксированность» препятствует нахождению правильного решения?
  24. Что такое перенос? Как это влияет на успешность решения?
  25. Что такое эвристики? Что такое негативные эвристики?
  26. Какие виды негативных эвристик были исследованы А. Тверски и Д. Канеманом?
  27. Как именно интеллект связан с решением задач?

Основная литература

Дополнительная литература

  1. А.Н. Леонтьев Образ мира (о свойствах предметности и полимодальности восприятия, эксперименты И. Рока)
  2. Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов Поглощенность деятельностью//Психология внимания (состояние потока)
  3. Р. Вудвортс Объем внимания//Хрестоматия по психологии внимания под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер (сдвиги и колебания внимания)
  4. Л.С. Выготский Эйдетика// Хрестоматия по психологии памяти под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер (эйдетическая память у детей)
  5. Д. Креч, Р. Крачфилд, Н. Ливсон Факторы, определяющие решение задач// Хрестоматия по общей психологии под ред. В.В. Петухова, выпуск 3 «Субъект познания»
Назад

Используются технологии uCoz